CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Интеллектуальная деятельность тревожных детей в условиях ограничения времени. С. 84–88.

Версия для печати

: Краткие сообщения

612.821+159.922.7

Нехорошкова Александра Николаевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций

В статье представлены результаты выполнения теста интеллекта детьми 8–11 лет с нормальным (171 человек) и высоким (104 человека) уровнем личностной тревожности. В качестве метода исследования использовался культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттела. Установлено, что младшие школьники с высокой тревожностью в условиях временного ограничения затрачивают меньшее время на выполнение заданий, но при этом допускают большее количество ошибок, что приводит к снижению показателей коэффициента интеллекта. Полученные данные свидетельствуют о дезорганизующем влиянии высокой тревожности на процессы когнитивной деятельности, что, вероятно, связано с несбалансированностью отношений подкорково-стволовых структур, проявляющейся в низкой избирательности и устойчивости внимания. Эти особенности необходимо учитывать при проведении психодиагностических мероприятий по оценке интеллектуальной деятельности у тревожных детей.

младшие школьники, высокая тревожность, личностная тревожность, интеллектуальная деятельность.

  1. Астапов В.М., Дробышева Т.В., Викторова В.В. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей // Психолог. журн. 2007. Т. 28, № 6. С. 91–100.
  2. Гордеев С.А. Изменения спонтанной и вызванной электрической активности мозга при тревожно- фобических расстройствах // Невролог. вестн. 2008. Т. XL. Вып. 1. С. 81–87.
  3. Депутат И.С., Канжин А.В., Грибанов А.В. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2009. № 12. С. 38–41.
  4. Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности // Экология человека. 2009. № 10. С. 19–22.
  5. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8–11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. 2011. № 5. С. 43–48.
  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2007. 304 с.
  7. Strelau J. The Concepts of Arousal and Arousability as Used in Temperament Studies // Temperament: Individual Differences at the Interface of Biology and Behavior / eds. Y.E. Bates, T.D. Wachs. Washington, 1994. P. 117.