CC..png   

16plus.png

Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова,  наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002

Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
Сайт: https://vestnikmed.ru

о журнале

Нейрофизиологические и психофизиологические характеристики киберспортсменов во время соревновательной активности (обзор). С. 379–392

Версия для печати

Рубрика: Научные обзоры

Скачать статью (pdf, 0.5MB )

УДК

[577.2+796.093.1]:004.946

DOI

10.37482/2687-1491-Z255

Сведения об авторах

Василий Федорович Пятин* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9310-9413
Юлия Валерьевна Мякишева* ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0947-511X
Андрей Федорович Павлов* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0614-7914
Анастасия Петровна Бочарова* ORCID: https://orcid.org/0009-0001-1738-6654

*Самарский государственный медицинский университет (Самара, Россия)

Аннотация

Киберспорт в последние годы превратился в глобальное социально-экономическое и культурное явление, признанное в ряде стран официальным видом спорта. Современные дисциплины предъявляют к игрокам комплексные требования, включающие высокую скорость сенсомоторных реакций, устойчивое внимание, мгновенное принятие решений и командную координацию. В отличие от традиционных видов спорта, в киберспорте ключевую роль играют когнитивные и психофизиологические ресурсы, а также способность к длительному поддержанию оптимального уровня активации нервной системы при минимальной моторной активности. Цель работы – обобщение и критический анализ современных данных о нейро- и психофизиологических особенностях киберспортсменов в соревновательной деятельности. Обзор выполнен в формате нарративного анализа с элементами систематизации исследований, опубликованных в период с 2007 по 2024 год. Поиск литературы проводился в международных и российских научных базах данных. Использовались комбинации ключевых слов на английском и русском языках. В обзор вошли 48 работ, которые были отобраны по заранее определенным критериям включения и исключения. Нейрофизиологический профиль киберспортсменов характеризуется модуляцией альфа- и тета-ритмов электроэнцефалограммы, оптимизацией параметров вызванных потенциалов, усиленной функциональной интеграцией фронто-париетальных и теменно-затылочных сетей, а также структурными изменениями белого вещества, повышающими эффективность передачи информации. Психофизиологические особенности включают высокую вариабельность сердечного ритма в покое, более экономичную симпатическую активацию, ускоренное восстановление после нагрузок, оптимизированную гормональную реактивность и устойчивость к социальным и соревновательным стрессам. Выявленные маркеры могут служить основой для разработки комплексных панелей мониторинга готовности, объективных критериев отбора и персонализированных тренировочных протоколов.

Ключевые слова

киберспортсмены, нейрофизиологический профиль, психофизиологические характеристики, когнитивные функции, устойчивость внимания, адаптация к стрессу

Список литературы

  1. Giakoni-Ramírez F., Merellano-Navarro E., Duclos-Bastías D. Professional Esports Players: Motivation and Physical Activity Levels // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022. Vol. 19. No 4. Art. No 2256. https://doi.org/10.3390/ijerph19042256
  2. Pedraza-Ramirez I., Musculus L., Raab M., Laborde S. Setting the Scientific Stage for Esports Psychology: A Systematic Review // Int. Rev. Sport Exerc. Psychol. 2020. Vol. 13, No 1. P. 319–352. https://doi.org/10.1080/1750984X.2020.1723122
  3. Rudolf K., Bickmann P., Froböse I., Tholl C., Wechsler K., Grieben C. Demographics and Health Behavior of Video Game and Esports Players in Germany: The Esports Study 2019 // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17, No 6. Art. No 1870. http://dx.doi.org/10.3390/ijerph17061870
  4. Föcker J., Mortazavi M., Khoe W., Hillyard S.A., Bavelier D. Neural Correlates of Enhanced Visual Attention Control in Action Video Game Players: An Event-Related Potential Study // J. Cogn. Neurosci. 2019. Vol. 31, No 3. P. 377–389. https://doi.org/10.1162/jocn_a_01230
  5. Wechsler K., Bickmann P., Rudolf K., Tholl C., Froböse I., Grieben C. Comparison of Multiple Object Tracking Performance Between Professional and Amateur Esport Players as Well as Traditional Sportsmen // Int. J. Esports Res. 2021. Vol. 1, No 1. P. 17–33. https://doi.org/10.4018/IJER.20210101.oa2
  6. Ding Y., Hu X., Li J., Ye J., Wang F., Zhang D. What Makes a Champion: The Behavioral and Neural Correlates of Expertise in Multiplayer Online Battle Arena Games // Int. J. Hum.-Comput. Interact. 2018. Vol. 34, No 8. P. 682–694. http://dx.doi.org/10.1080/10447318.2018.1461761
  7. Bavelier D., Green C.S. Enhancing Attentional Control: Lessons from Action Video Games // Neuron. 2019. Vol. 104, No 1. P. 147–163. http://dx.doi.org/10.1016/j.neuron.2019.09.031
  8. Bavelier D., Bediou B., Green C.S. Expertise and Generalization: Lessons from Action Video Games // Curr. Opin. Behav. Sci. 2018. Vol. 20. P. 169–173. http://dx.doi.org/10.1016/j.cobeha.2018.01.012
  9. Palaus M., Marron E.M., Viejo-Sobera R., Redolar-Ripoll D. Neural Basis of Video Gaming: A Systematic Review // Front. Hum. Neurosci. 2017. Vol. 11. Art. No 248. https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00248
  10. Dobrowolsky P., Hanusz K., Sobczyk B., Skorko M., Wiatrow A. Cognitive Enhancement in Video Game Players: The Role of the Video Game Genre // Comput. Hum. Behav. 2015. Vol. 44. P. 59–63. http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2014.11.051
  11. Colzato L.S., van Leeuwen P.J.A., van den Wildenberg W.P.M., Hommel B. DOOM’d to Switch: Superior Cognitive Flexibility in Players of First Person Shooter Games // Front. Psychol. 2010. Vol. 1. Art. No 8. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2010.00008
  12. Colzato L.S., van den Wildenberg W.P.M., Zmigrod S., Hommel B. Action Video Gaming and Cognitive Control: Playing First Person Shooter Games Is Associated with Improvement in Working Memory but Not Action Inhibition // Psychol. Res. 2013. Vol. 77, No 2. P. 234–239. https://doi.org/10.1007/s00426-012-0415-2
  13. Bisoglio J., Michaels T.I., Mervis J.E., Ashinoff B.K. Cognitive Enhancement Through Action Video Game Training: Great Expectations Require Greater Evidence // Front. Psychol. 2014. Vol. 5. Art. No 136. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00136
  14. Huang H., Cheng C. The Benefits of Video Games on Brain Cognitive Function: A Systematic Review of Functional Magnetic Resonance Imaging Studies // Appl. Sci. 2022. Vol. 12, No 11. Art. No 5561. http://dx.doi.org/10.3390/app12115561
  15. Nagorsky E., Wiemeyer J. The Structure of Performance and Training in Esports // PLoS One. 2020. Vol. 15, No 8. Art. No e0237584. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237584
  16. Сергеев С.Ф., Тимохов В.В., Баскаков А.С., Циневич Р.К. Сравнительный анализ профессиональноважных качеств киберспортсменов базовых игровых дисциплин // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Ин-т психологии РАН, 2020. С. 316–337. https://doi.org/10.38098/ergo.2020.018
  17. Pluss M.A., Novak A.R., Bennett K.J.M., Panchuk D., Coutts A.J., Fransen J. The Relationship Between the Quantity of Practice and In-Game Performance During Practice with Tournament Performance in Esports: An Eight-Week Study // J. Sport Exerc. Sci. 2021. Vol. 5, No 1. P. 69–76. https://doi.org/10.36905/jses.2021.01.09
  18. Weinstein A., Lejoyeux M. Neurobiological Mechanisms Underlying Internet Gaming Disorder // Dialogues Clin. Neurosci. 2022. Vol. 22, No 2. P. 113–126. https://doi.org/10.31887/dcns.2020.22.2/aweinstein
  19. Burleigh T.L., Griffiths M.D., Sumich A., Wang G.Y., Kuss D.J. Gaming Disorder and Internet Addiction: A Systematic Review of Resting-State EEG Studies // Addict. Behav. 2020. Vol. 107. Art. No 106429. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106429
  20. Pérez-Rubio C., González J., Garcés de los Fayos E.J. Personalidad y burnout en jugadores profesionales de e-sports // Cuad. psicol. deporte. 2017. Vol. 17, No 1. P. 41–50.
  21. Almanza-Sepúlveda M.L., Llamas Alonso J., Guevara M.A., Hernández-González M. Increased Prefrontal-Parietal EEG Gamma Band Correlation During Motor Imagery in Expert Video Game Players // Actual. psicol. 2014. Vol. 28, No 117. Р. 27–36. http://dx.doi.org/10.15517/ap.v28i117.14095
  22. Del Percio C., Brancucci A., Vecchio F., Marzano N. Visual Event-Related Potentials in Elite and Amateur Athletes // Brain Res. Bull. 2007. Vol. 74, No 1–3. P. 104–112. http://dx.doi.org/10.1016/j.brainresbull.2007.05.011
  23. Kovbasiuk A., Lewandowska P., Brzezicka A., Kowalczyk-Grębska N. Neuroanatomical Predictors of Complex Skill Acquisition During Video Game Training // Front. Neurosci. 2022. Vol. 16. Art. No 834954. http://dx.doi.org/10.3389/fnins.2022.834954
  24. Kowalczyk N., Shi F., Magnuski M., Skorko M., Dobrowolski P., Kossowski B., Marchewka A., Bielecki M., Kossut M., Brzezicka A. Real-Time Strategy Video Game Experience and Structural Connectivity – a Diffusion Tensor Imaging Study // Hum. Brain Mapp. 2018. Vol. 39, No 9. P. 3742–3758. http://dx.doi.org/10.1002/hbm.24208
  25. Lewandowska P., Jakubowska N., Hryniewicz N., Prusinowski R., Kossowski B., Brzezicka A., Kowalczyk-Grębska N. Association Between Real-Time Strategy Video Game Learning Outcomes and Pre-Training Brain White Matter Structure: Preliminary Study // Sci. Rep. 2022. Vol. 12, No 1. Art. No 20741. http://dx.doi.org/10.1038/s41598-022-25099-0
  26. Coronel-Oliveros C., Medel V., Orellana S., Rodiño J., Lehue F., Cruzat J., Tagliazucchi E., Brzezicka A., Orio P., Kowalczyk-Grębska N., Ibáñez A. Gaming Expertise Induces Meso-Scale Brain Plasticity and Efficiency Mechanisms as Revealed by Whole-Brain Modeling // NeuroImage. 2024. Vol. 293. Art. No 120633. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2024.120633
  27. Burns K.G., Fairclough S.H. Use of Auditory Event-Related Potentials to Measure Immersion During a Computer Game // Int. J. Hum.-Comput. Stud. 2015. Vol. 73. P. 107–114. https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2014.09.002
  28. Allison B.Z., Polich J. Workload Assessment of Computer Gaming Using a Single-Stimulus Event-Related Potential Paradigm // Biol. Psychol. 2008. Vol. 77, No 3. P. 277–283. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2007.10.014
  29. Cheng X., Yan Y., Hu T., Lv Y., Zeng Y. A Review of the Effect of the Light Environment of the VDT Workspace on the “Learning to Learn” Effect of Video Game Training // Front. Neurosci. 2023. Vol. 17. Art. No 1093602. http://dx.doi.org/10.3389/fnins.2023.1093602
  30. Tosoni A., Capotosto P., Baldassarre A., Spadone S., Sestieri C. Neuroimaging Evidence Supporting a Dual-Network Architecture for the Control of Visuospatial Attention in the Human Brain: A Mini Review // Front. Hum. Neurosci. 2023. Vol. 17. Art. No 1250096. https://doi.org/10.3389/fnhum.2023.1250096
  31. Rózsa S., Hargitai R., Láng A., Osváth A., Hupuczi E., Tamás I., Kállai J. Measuring Immersion, Involvement, and Attention Focusing Tendencies in the Mediated Environment: The Applicability of the Immersive Tendencies Questionnaire // Front. Psychol. 2022. Vol. 13. Art. No 93195. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.931955
  32. Irak M., Soylu C., Sakman Ö.K., Turan G. ERP Correlates of Working Memory Load in Excessive Video Game Players // Game User Experience and Player-Centered Design / ed. by B. Bostan. Cham: Springer, 2020. P. 3–20.
  33. Behnke M., Gross J.J., Kaczmarek L.D. The Role of Emotions in Esports Performance // Emotion. 2020. Vol. 22, No 5. P. 1059–1070. https://doi.org/10.1037/emo0000903
  34. Trotter M.G., Coulter T.J., Davis P.A., Poulus D.R., Polman R. Social Support, Self-Regulation, and Psychological Skill Use in е-Athletes // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. Art. No 722030. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2021.722030
  35. Bonilla Gorrindo I., Chamorro A., Ventura C. Psychological Skills in Esports: A Qualitative Study of Individual and Team Players // Aloma. 2022. Vol. 40, No 1. P. 35–41. http://dx.doi.org/10.51698/aloma.2022.40.1.36-41
  36. Adinolf S., Turkay S. Toxic Behaviors in Esports Games: Player Perceptions and Coping Strategies // Proceedings of the 2018 Annual Symposium on Computer-Human Interaction in Play. New York: Association for Computing Machinery, 2018. P. 365–372.http://dx.doi.org/10.1145/3270316.3271545
  37. He E.J., Yuan H., Yang L., Sheikholeslami C., He B. EEG Spatio-Spectral Mapping During Video Game Play // 2008 International Conference on Information Technology and Applications in Biomedicine. Shenzhen, 2008. P. 346–348. https://doi.org/10.1109/ITAB.2008.4570658
  38. Giaconi-Ramírez F., Duclos-Bastías D., Yáñez-Sepúlveda R. Professional Esports Players Are Not Obese: Body Composition Analysis Based on Many Years of Experience // Int. J. Morphol. 2021. Vol. 39, No 4. P. 1081–1087. https://doi.org/10.4067/S0717-95022021000401081
  39. Behnke M., Stefanczyk M.M., Żurek G., Sorokowski P. Esports Players Are Less Extroverted and Conscientious Than Athletes // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2023. Vol. 26, No 1. P. 50–56. http://dx.doi.org/10.1089/cyber.2022.0067
  40. Vaamonde A.G.-N., Chirivella E.C. Perfil profesional del psicólogo/a del deporte experto/a en esports // Rev. psicol. apl. deporte ejerc. fis. 2020. Vol. 5, No 2. Art. No e13. https://doi.org/10.5093/rpadef2020a9
  41. Himmelstein D., Liu Y., Shapiro J.L. An Exploration of Mental Skills Among Competitive League of Legend Players // IJGCMS. 2017. Vol. 9, No 2. P. 1–21. https://doi.org/10.4018/IJGCMS.2017040101
  42. Fanfarelli J.R. Expertise in Professional Overwatch Play // IJGCMS. 2018. Vol. 10, No 1. P. 1–22. https://doi.org/10.4018/IJGCMS.2018010101
  43. Zhong Y., Guo K., Su J., Chu S.K.W. The Impact of Esports Participation on the Development of 21st Century Skills in Youth: A Systematic Review // Comput. Educ. 2022. Vol. 191, No 8. Art. No 104640. http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104640
  44. Lynn C.W., Bassett D.S. The Physics of Brain Network Structure, Function and Control // Nat. Rev. Phys. 2019. Vol. 1. P. 318–332. https://doi.org/10.1038/s42254-019-0040-8
  45. Global Games Market Report: The VR & Metaverse Edition. Newzoo, 2021. 38 p. URL: https://investgame.net/wp-content/uploads/2025/03/Newzoo_Metaverse.pdf (дата обращения: 05.09.2024).
  46. Ibanez A. The Mind’s Golden Cage and Cognition in the Wild // Trends Cogn. Sci. 2022. Vol. 26, No 12. P. 1031–1034. https://doi.org/10.1016/j.tics.2022.07.008
  47. Landenberger T., de Oliviera Cardoso N., de Oliveira C.R., de Lima Argimon I.I. Instruments for Measuring Cognitive Reserve: A Systematic Review // Psicol. teor. prática. 2019. Vol. 21, No 2. P. 58–74. https://doi.org/10.5935/1980-6906/psicologia.v21n2p58-74
  48. Hussenoeder F., Riedel-Heller S., Conrad I., Rodriguez F.S. Concepts of Mental Demands at Work That Protect Against Cognitive Decline and Dementia: A Systematic Review // Am. J. Health Promot. 2019. Vol. 33, No 8. P. 1200–1208. http://dx.doi.org/10.1177/0890117119861309