CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Комплексный подход к определению уровня адаптации к услови- ям университета у студентов разных социальных групп. С. 56–62.

Версия для печати

:

612.017.2:3-05

Нотова Светлана Викторовна, доктор медицинских наук, профессор кафедры биохимии и молекулярной биологии химико-биологического факультета Оренбургского государственного университета. Автор более 200 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, двух учебных пособий и 14 патентов на изобретение

Давыдова Наталья Олеговна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института биоэлементологии, докторант Оренбургского государственного университета. Автор 70 научных публикаций, в т. ч. трех монографий (в соавт.) и одного учебного пособия

Черемушникова Ирина Ивановна, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией Института биоэлементологии, докторант Оренбургского государственного университета. Автор 90 научных публикаций, в т. ч. трех монографий (в соавт.) и 4 учебных пособий

В статье приводятся результаты исследования адаптационных показателей студентов Оренбургского государственного университета (ОГУ) различных социальных групп. Проанализированы фенотипические проявления адаптации студентов-сирот к образовательному процессу в вузе, с кратким анализом основных параметров вариабельности ритма сердца и четырех психологических тестов (опросник Басса-Дарки в адаптации А.К. Осницкого, цветовой тест Люшера, тест «Здоровое поведение», шкала жизненных событий Г.Е. Андерсона). Выявлены особенности психофизиологических показателей адаптации студентов- сирот как по соматофизиологическим характеристикам (вариабельность ритма сердца – ВРС), так и психофизиологическим (уровень агрессии, личностный баланс, работоспособность). В большей степени по группам сирот и несирот отличались результаты ВРС, теста «Здоровое поведение» и теста Люшера.
Для этой категории студентов индивидуальный подход может считаться эффективным для профилактики дизадаптации к условиям вуза.

студенты, студенты-сироты, фенотипическая адаптация, уровень стресса, вариабельность сердечного ритма.

  1. Агаджанян Н.А., Нотова С.В. Стресс, физиологические и экологические аспекты адаптации, пути коррекции: моногр. Оренбург, 2009. 274 с.
  2. Волков В.П., Давыдова Н.О., Кияева Е.В. и др. Актуальные проблемы терапевтической клиники: моногр. Новосибирск, 2013. С. 9–38.
  3. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108.
  4. Черемушникова И.И., Давыдова Н.О., Дробышева Н.В. и др. Инновационные образовательные технологии и методы обучения: моногр. Saint-Louis, USA, 2013. 136 с.
  5. Лейфа А.В., Перельман Ю.М., Сизоненко К.Н. Региональные подходы к обоснованию факторов, влияющих на здоровье студентов Дальнего Востока // Физическая культура, спорт и туризм на Дальнем Востоке: материалы межрегион. науч. конф. Хабаровск, 2000. С. 68–70.
  6. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: автореф. дис. … д-ра биол. наук. Томск, 2008. 25 с.
  7. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново, 2008. С. 216.
  8. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. Иваново, 2002. 290 с.
  9. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М., 2006. 312 с.
  10. Репецкая М.Н., Корюкина И.П., Минаева Н.В., Сюзева Е.Л. Состояние здоровья воспитанников детских домов Пермской области // Актуальные проблемы педиатрии: материалы IХ Конгресса педиатров России. М., 2004. С. 352.
  11. Руководство по эксплуатации «Поли-Спектр-Ритм» (аппаратно-программный комплекс для исследования вариабельности ритма сердца), «Нейрософт». Иваново, 2009. С. 67.
  12. Davydova N.O., Borisova M.A., Notova S.V., Cheremushnikova I.I. Level of Orphan’s Health in the Concept of Critical Periods of Postnatal Ontogenesis // International J. of Experimental Education. 2011. № 12. С. 3.
  13. Davydova N.O., Cheremushnikova I.I. The Analysis of Health of Orphans and Orphaned Children Without Care of Parents // International J. of Experimental Education. 2014. № 2. P. 62–64
  14. Davydova N.O., Cheremushnikova I.I. The Students’ – Оrphans’ Respiratory System Functional State, as the Psychosomatic Predisposition Maker // International J. of Experimental education. 2013. № 12. P. 90–91.