CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru

о журнале

Физическое развитие младших школьников при реализации инновационной программы «Соловецкие юнги». С. 70–77.

Версия для печати

Рубрика:

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

УДК

613.955

Сведения об авторах

Федотов Денис Михайлович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардио-респираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций

Аннотация

Изучено физическое развитие 73 детей (46 мальчиков и 27 девочек) в динамике обучения с 1-го по 4-й класс при реализации инновационной образовательной программы «Соловецкие юнги», обеспечивающей повышение двигательной активности в начальной школе. Произведена оценка основных показателей физического и функционального развития, рассчитаны антропометрические индексы (Кетле2, Эрисмана, Вервека, Пинье), индекс адаптационного потенциала системы кровообращения. Установлено, что к моменту окончания обучения в младшей школе юнги значимо опережают сверстников по основным соматометрическим показателям. Показана значительная положительная динамика прироста функциональных показателей, характеризующих выносливость и тренированность детского организма в целом. Доказано положительное влияние расширения двигательного режима у младших школьников в сравнении со сверстниками, обучающимися в общеобразовательных школах.

Ключевые слова

физическое развитие детей, младший школьный возраст, расширенный двигательный режим.

Список литературы

  1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможность клинического применения // Ультразвуковая и функцион. диагностика. 2001. № 3. С. 108–127.
  2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2008. 216 с.
  3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). М., 2006. 416 с.
  4. Бусел Л.А., Циркин В.И. Индексы физического развития детей 3–7 лет как критерии оценки влияния факторов окружающей среды // Соврем. наукоемкие технологии. 2006. № 4. С. 39.
  5. Влияние факторов среды на процессы роста и развития у человека / Е.З. Година, Л.В. Задорожная, И.А. Хомякова и др. // Этнос и среда обитания. Т. 2. Сборник этноэкологических исследований к 85-летию В.И. Козлова / под ред. Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой, А.Н. Ямскова. М., 2009. С. 186–210.
  6. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева и др. // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91–94.
  7. Головина Н.А., Малафеева С.Н. Здоровьеформирующий подход к учащимся младших классов в процессе обучения в школе // Пед. образование в России. 2011. № 5. С. 142–147.
  8. Грибанов А.В., Волокитина Т.В. Здоровье и функциональное развитие школьников на Европейском Севере // Вестн. нац. комитета «Интеллект. ресурсы России». 2006. № 4. С. 71–75.
  9. Гудков А.Б., Попова О.Н., Лукманова Н.Б. Эколого-физиологическая характеристика климатических факторов Севера: обзор литературы // Экология человека. 2012. № 1. С. 12–17.
  10. Иванова И.В., Черная Н.Л. Диагностическая значимость антропометрических индексов для оценки жировой массы тела у детей подросткового возраста // Бюл. сиб. медицины. 2010. № 5. C. 45–49.
  11. Корсаков А.В. Комплексная эколого-гигиеническая оценка изменений состава среды как фактора риска для здоровья населения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Брянск, 2012. 47 с.
  12. Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие младших школьников и факторы, его определяющие // Рос. пед. журн. 2009. № 2. С. 14–18.
  13. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: рук. для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др.; под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М., 1999. 226 с.
  14. Нагаева Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка // Педиатрия. Журн. им. Г.Н. Сперанского. 2009. № 3. С. 58–63.
  15. Оценка состояния здоровья первоклассников к началу школьного обучения / Е.С. Зайцева, Л.А. Жданова, Л.К. Молькова и др. // Актуальные проблемы педиатрии: сб. материалов. М., 2012. С. 265.
  16. Пивоваров Ю.П. К вопросу о факторах, формирующих здоровье детей и подростков // Ребенок: проблемы экологии и здоровья: сб. докл. СПб., 1999. С. 92–99.
  17. Сауткин М.Ф., Стунеева Г.И., Кирюшин В.А. Возрастная динамика жизненной емкости легких у школьников Рязани // Гигиена и санитария. 2006. № 2. С. 61–63.
  18. Токарев С.А., Буганов А.А. Факторы, формирующие здоровье детей на Крайнем Севере // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2007. № 2. С. 35–36.
  19. Уланова С.А., Камарчик Э.В., Кучма В.Р. Особенности организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях северных регионов России: гигиенические проблемы и пути решения. Опыт Республики Коми: моногр. / Коми республик. Ин-т развития образования и переподготовки кадров. Сыктывкар, 2010. 212 с.
  20. Promotion of Physical Activity in the European Region: Content Analysis of 27 National Policy Documents / S.B. Daugbjerg, S. Kahlmeier, F. Racioppi et al. // J. Phys. Act. Health. 2009. Vol. 6, iss. 6. P. 805–817.
  21. Human Body Composition: 2nd ed. / S.B. Heymsfield, T.G. Lohman, Z. Wang, S.B. Going. Champaign, IL, 2005. 533 p.
  22. Sollerhed A.C., Ejlertsson G. Physical Benefits of Expanded Physical Education in Primary School: Findings from a 3-year Intervention Study in Sweden // Scand. J. Med. Sc. Sports. 2008. Vol. 18, iss. 1. P. 102–107.