|   
    
 
  
 
 Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова,  наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
 
 Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
 
 
 Тел: (8182) 21-61-00, вн. 18-20 e-mail: vestnik_med@narfu.ru
 Сайт: https://vestnikmed.ru
 | 
                                
                                    | Современное старообрядчество: между деконструктивизмом и традиционализмом. С. 52–59. |   |  
    
            
 
  
  
    
    
    Рубрика: ФилософияСкачать статью 
            (pdf, 2.1MB )	
                
    
     
                     УДК130.2-281.9
             
         Сведения об авторахТовбин Кирилл Михайлович, кандидат философских наук, доцент филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Южно-Сахалинск). Автор 82 научных публикаций
         АннотацияВ статье рассмотрено современное старообрядчество, превратившееся из носителя и возродителя Традиции в элемент пострелигиозности посредством информатизации, виртуализации и отсутствия бытийственной подоплеки. Ментально и интеллектуально протестуя против натиска идейности и чувственности Модерна, старообрядцы вынужденно стали использовать интеллектуальные приемы, на которых сегодня строится Постмодерн. Однако в XVII–XX веках эти приемы «наивного постмодернизма» компенсировались онтологическими основаниями естественного образа жизни и гносеологическими основаниями традиционной духовности. Без этих ментальных тормозов, уничтоженных в СССР – стране победившего секуляризма, – старообрядчество в конце ХХ века стремительно виртуализовалось и сегодня активно вовлекается в ментальный коллаж Постмодерна в русле модного неофундаментализма и псевдотрадиционализма. Подобные процессы происходят, изучаются и в иных версиях традиционной духовности, которые Постмодерн успешно воскрешает, выхолащивая в безболезненную для себя стилистику, не препятствующую переходу к вершине десакрализации – к превращению религии в игру. В данном исследовании, осуществленном на основе методологии Традиционалистской школы (Р. Генон, Ю. Эвола, Т. Буркхардт, С.Х. Наср, Ф. Шуон, Дж. Катсингер, Ж. Борелля, А.Г. Дугин и др.), осуществляется приложение общей редукции пострелигии к реальным параметрам нынешнего старообрядческого мировоззрения и менталитета – точнее, старообрядческого отражения в СМИ (в т. ч. старообрядческих), сегодня живущих самостоятельной жизнью в полном соответствии с канонами Постмодерна. Рассмотрены два важнейших основания Постмодерна – деконструкция и расщепление – в современном старообрядческом мировоззрении, их постепенный генезис и современное действие.
         Ключевые словастарообрядчество, православие, ретрообновленчество, творческие перетолкования, младостарообрядчество, деконструкция, ризома, Постмодерн, пострелигия.
                
       
     
                    Список литературы
  Аввакум. «Вторая» челобитная // Пустозерские узники – свидетели Истины: сб. / сост. Зосима (Еремеев), еп. Ростов н/Д., 2009. С. 194–196. 
    
Аввакум. «Пятая» челобитная // Пустозерские узники – свидетели Истины: cб. / сост. Зосима (Еремеев), еп. Ростов н/Д., 2009. С. 196–203. 
    
Алимпий (Вербицкий), еп. Автобиографический очерк // Слово Церкви. 2010. Вып. 2. С. 22–26. 
    
Андриан, еп. Казанско-Вятский. Старообрядчество как часть общенациональной культуры // Старообрядчество как историко-культурный феномен: материалы МНПК. Гомель, 2003. С. 17–22. 
    
Арсений Уральский (Швецов), еп. Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящаго времени. Письма. М., 1999. 
    
Бороздин А.К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905. 
    
Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1900. 
    
Вейз-мл. Дж.Э. Времена Постмодерна: Христианский взгляд на современную мысль и культуру. М., 2002. 
    
Гиренок Ф.И. Патология русского ума: Картография дословности. М., 1998. 
    
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и Старообрядчеством. URL: http://www.sedmitza.ru/text/429631.html (дата обращения: 23.05.2013). 
    
Езеров А.В. О наших недостатках (Немощь современного старообрядчества) // Остров веры. 2001. № 4. С. 18–40. 
    
Заволоко И.Н. История Церкви Христовой. Рига, 1937. 
    
Лоскутов Ю.В. Старая вера и Третья Волна: Размышления о будущем старообрядчества. URL: http://rpscperm.ru/publications/present/wave.pdf (дата обращения: 15.08.2014). 
    
Мельников Ф.Е. Блуждающее богословие // Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие. Об именословном перстосложении. Барнаул, 2002. С. 111–316. 
    
Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие. Об именословном перстосложении. Барнаул, 2002. 
    
Муравьёв А.В. Вера Отеческая // Старообрядецъ. 2007. № 39. С. 21. 
    
Перегудов Д. О косности, страданиях и горении. URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/236-1-0-887 (дата обращения: 23.05.2013). 
    
Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / сост. В.В. Нехотин, М.Л. Гринберг. М., 2010. С. 31–146. 
    
Сидаш Т.Г. От Евангелия к Единоверию. URL: http://sidashtaras.ru/?idx=466 (дата обращения: 15.08.2014). 
    
Соловьёв Е.Е. Там, где Рим Второй пал, а Третий – где?!.. (Морское путешествие к истокам) // Белая Криница. 2002. № 2–3. С. 93–95. 
    
Товбин К.М. Параметры традиционной духовности // Вестн. НГУЭУ. 2013. № 1. С. 162–180. 
    
Товбин К.М. Постмодернистская религиозность: традиционалистическое видение // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 3: Обществ. науки. 2013. № 1. С. 210–222. 
    
Усов И.Г. Церковь Христова временно без епископа. Новосибирск, 2008. 
    
Чунин Е., прот. Большой соблазн. URL: http://blackmonk.ru/pastor/echunin/tv2008.shtml (дата обращения: 15.08.2014). 
    
Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб., 2005. 
    
Asad T. Trying to Understand French Secularism // Political Theologies: Public Religions in a Post-Secular World / ed. by H. Vries, L.E. Sullivan. N. Y., 2006. P. 494–526. 
    
Cavanaugh W.T. “A Fire Strong Enough to Consume the House”: The Wars of Religion and the Rise of the State // Modern Theology. 1995. Vol. 11, № 4. P. 397–420. 
    
Hassan I. From Postmodernism to Postmodernity: the Local/Global Context. URL: http://www.ihabhassan.com/ postmodernism_to_postmodernity.htm (дата обращения: 23.05.2013). 
    
Smith H. Why Religion Matters: The Fate of the Human Spirit in an Age of Disbelief. N. Y., 2001. P. 20–21. 
 
             |