|   
    
 
  
 
 Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова,  наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
 
 Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
 
 
 Тел: (8182) 21-61-00, вн. 18-20 e-mail: vestnik_med@narfu.ru
 Сайт: https://vestnikmed.ru
 | 
                                
                                    | Игры как средство обучения и воспитания студентов. С. 134–143. |   |  
    
            
 
  
  
    
    
    Рубрика: Педагогика. ПсихологияСкачать статью 
            (pdf, 2.5MB )	
                
    
     
                     УДК796
             
        Сведения об авторахДуркин Пётр Калистратович, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 176 научных публикаций, в т. ч. 4 учебных пособий, одной монографии 
 
  
 Лебедева Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 85 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий 
        Аннотация
        В статье освещается сложный, противоречивый и многоаспектный характер проблемы, связанной с оценкой сущности игры в жизни человека, указывается на целесообразность ее комплексного изучения с использованием разнообразных научных теорий и концепций, т. е. на необходимость полипарадигмальных исследований феномена игр. Игра рассматривается как специфический вид деятельности, как социальное по своему происхождению средство, при помощи которого человек овладевает миром окружающих его предметов, социальных отношений, присваивает заложенные в окружающей среде возможности. 
 Авторы рассматривают понятие «деятельность» с философских позиций и выделяют основные виды деятельности: а) виды деятельности в их извне заданной «технологической» конкретности; б) виды деятельности, инвариантные первым, участвующие и обеспечивающие эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека.  В статье дается понятие естественных и искусственных игр. Рекомендуется использование игр для развития научно-исследовательских способностей, указывается, что общность игры и научного творчества – в наличии свободы воображения. Обозначаются функции игр, включенных в процесс вузовского обучения: воспитательные, социально-ориентирующие, организационно-деятельностные, побудительно-стимулирующие, коммуникативные, психокоррекционные, рефлексивные, обучающие, развивающие, стимулирующие функции саморазвития личности.  Указывается, что одним из преимуществ игры является то, что она открывает широкие возможности для диагностики, развития, формирования, коррекции общих и профессиональных способностей будущих специалистов. Дается представление о значении дидактических и деловых игр. Определены педагогические условия использования деловой игры в вузе. Отдельно рассматривается роль и значение спортивных игр в воспитании студентов. 
         Ключевые словасущность игры, игра как человеческая деятельность, значение игры для обучения и воспитания студентов, спортивные игры, деловая игра.
                
       
     
                    Список литературы
  Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 284 с. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974. 328 с. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999. 360 с. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1. С. 441–469. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности (методологические проблемы современной на- уки). М., 1978. 391 с. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение. Вопросы теории и технологий. Алма-Ата, 1980. 193 с. Можаев Э.Л. Игровая деятельность как объект полипарадигмального исследования // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 4. С. 2–6. Хайдаров Ж.С. Теория и практика организации игровой деятельности студентов в учебном процессе, дидактическая имитационная игра: дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1981. 121 с. Карпинская Р.С. Человек и его жизнедеятельность. М., 1988. Социльная философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995. Можаев Э.Л., Бикмухаметов Р.К. Игра в структуре человеческой деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2010. № 12. С. 83–88. Можаев Э.Л., Пономарёв Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М., 1974. Мельников Ю.А. Методика использования подвижных игр народов России в физическом воспитании студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 23 с. 1Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. СПб., 2005. 98 с. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – к профессиональному творчеству: учеб.-метод. пособие. Мн., 1989. 125 с. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. М., 1991. 176 с. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд., расшир., испр. и доп. Ростов н/Д., 1998. 512 с. Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения студентов и квазипрофессиональной деятельности студентов // Вестн. Моск. гос. гуманит. ун-та им. М.А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 73–84. Алфёров А.Г. Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования ориентированного на личность студента: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 169 с. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987. 228 с. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М., 1991. 207 с. Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2003. 196 с. Шибалов Е.Ю. Социально-моделирующая игра как средство социального воспитания студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2012. 187 с. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Джонс Дж. Методы проектирования. М., 1986. Ратников В.П., Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И. и др. Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 1995. 240 с. 
 
             |