![]()
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», ул, Урицкого, 56, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Скачать статью (pdf, 2.8MB )УДК612.821+616.89-008.44-057.5Сведения об авторахПанков Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 107 научных публикаций, в т. ч. трех монографийПодоплёкин Артём Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 63 научных публикаций, в т. ч. трех монографий
Сидорова Елена Юрьевна, педагог-психолог центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций
Антонова Ирина Владимировна, аспирант института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций
АннотацияВ статье представлены результаты психофизиологического исследования детей младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивности, включающие сравнительный анализ данных уровня постоянного потенциала головного мозга и показателей тревожности и ригидности. Всего было обследовано 188 детей 7–11 лет из общеобразовательных классов. Основную группу составили 52 ребенка с высоким уровнем агрессивности – проявляющие гипертрофированную и брутальную агрессию. Данная группа была сформирована по результатам анкетирования учителей. В группу сравнения вошли дети с нормальным уровнем агрессивности, не превышающим уровень защитного. Исследование проведено с помощью топографического картирования головного мозга и психологических методик – анкеты «Агрессивность, гиперактивность и коммуникативная толерантность» и опросника Айзенка. Полученные данные показали, что у детей с высоким уровнем агрессивности более низкий уровень постоянного потенциала в лобных структурах по сравнению с другими отделами головного мозга в сочетании с кортикальной асимметрией и преобладанием левополушарной активности. Дети данной группы по сравнению со сверстниками имеют такие психологические особенности, как высокий уровень конфликтности и ригидности, что свидетельствует о нарушении конструктивного ситуативного восприятия и трудностях разрешения конфликтов на вербальном уровне. Младший школьный возраст уязвим в отношении закрепления агрессивных реакций в поведении ребенка, поскольку нагрузки на центральную нервную систему способствуют дисгармоничному функционированию головного мозга. Сравнительный анализ результатов исследования позволил дать оценку поведенческим нарушениям детей с высоким уровнем агрессивности с возможностью выявления трудностей адаптации и предрасположенности к социально-опасному поведению.Ключевые словадети младшего школьного возраста, агрессивность, уровень постоянного потенциала головного мозга, церебральный энергетический обмен.Список литературы
|