CC..png   

16plus.png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», ул, Урицкого, 56, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru

о журнале

Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга у детей 7–11 лет с высоким уровнем агрессивности. С. 49–57.

Версия для печати

Рубрика:

Скачать статью (pdf, 2.8MB )

УДК

612.821+616.89-008.44-057.5

Сведения об авторах

Панков Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 107 научных публикаций, в т. ч. трех монографий 

Подоплёкин Артём Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 63 научных публикаций, в т. ч. трех монографий 

Сидорова Елена Юрьевна, педагог-психолог центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций 

Антонова Ирина Владимировна, аспирант института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций

Аннотация

В статье представлены результаты психофизиологического исследования детей младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивности, включающие сравнительный анализ данных уровня постоянного потенциала головного мозга и показателей тревожности и ригидности. Всего было обследовано 188 детей 7–11 лет из общеобразовательных классов. Основную группу составили 52 ребенка с высоким уровнем агрессивности – проявляющие гипертрофированную и брутальную агрессию. Данная группа была сформирована по результатам анкетирования учителей. В группу сравнения вошли дети с нормальным уровнем агрессивности, не превышающим уровень защитного. Исследование проведено с помощью топографического картирования головного мозга и психологических методик – анкеты «Агрессивность, гиперактивность и коммуникативная толерантность» и опросника Айзенка. Полученные данные показали, что у детей с высоким уровнем агрессивности более низкий уровень постоянного потенциала в лобных структурах по сравнению с другими отделами головного мозга в сочетании с кортикальной асимметрией и преобладанием левополушарной активности. Дети данной группы по сравнению со сверстниками имеют такие психологические особенности, как высокий уровень конфликтности и ригидности, что свидетельствует о нарушении конструктивного ситуативного восприятия и трудностях разрешения конфликтов на вербальном уровне. Младший школьный возраст уязвим в отношении закрепления агрессивных реакций в поведении ребенка, поскольку нагрузки на центральную нервную систему способствуют дисгармоничному функционированию головного мозга. Сравнительный анализ результатов исследования позволил дать оценку поведенческим нарушениям детей с высоким уровнем агрессивности с возможностью выявления трудностей адаптации и предрасположенности к социально-опасному поведению.

Ключевые слова

дети младшего школьного возраста, агрессивность, уровень постоянного потенциала головного мозга, церебральный энергетический обмен.

Список литературы

  1. Грибанов А.В., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 6. С. 43–48. 
  2. Подоплёкин А.Н., Старцева Л.Ф., Джос Ю.С. Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования // Экология человека. 2010. № 11. С. 28–34. 
  3. Фокин В.Ф., Пономарёва Н.В. Энергетическая физиология мозга. М., 2003. 288 с. 
  4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб., 2004. 138 с. 
  5. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Рос. психиатр. журн. 2000. № 2. С. 12–14. 
  6. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2008. 224 с. 
  7. Киренская А.В. Криминальное агрессивное поведение у подростков с задержанным психическим развитием: нейрофизиологические факторы риска // Рос. психиатр. журн. 2006. № 4. С. 46–52. 
  8. Агрессия у детей и подростков: психолог. практикум / под ред. Н.М. Платоновой. СПб., 2004. 336 с. 
  9. Сидорова Е.Ю., Бочарова Е.А., Соловьёв А.Г. Объективизация оценки агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии // Псих. здоровье. 2011. № 9(64). С. 69–74. 
  10. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М., 2005. 288 с. 
  11. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1994. № 1. С. 13–21. 
  12. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 2002. 110 с. 
  13. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (причины, диагностика, лечение). СПб., 2012. 74 с. 
  14. Депутат И.С., Джос Ю.С., Старцева Л.Ф., Панков М.Н., Рысина Н.Н., Сидорова Е.Ю. Психо-эмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (краткий обзор) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 3. С. 45–55. 
  15. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб., 2007. 736 с.