CC..png   

16plus.png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru

о журнале

Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга у младших школьников с высокой тревожностью. С. 30–36.

Версия для печати

Рубрика: Физиология

Скачать статью (pdf, 3MB )

УДК

612.821+616.89

Сведения об авторах

Нехорошкова Александра Николаевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 43 научных публикаций, в т. ч. одной монографии 

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 370 научных публикации, в т. ч. 11 монографий

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого было определить особенности распределения уровня постоянного потенциала (УПП) головного мозга у детей с высокой тревожностью, которые могут быть объективными психофизиологическими маркерами детской тревожности. Обследовано 105 детей 8-10 лет – учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска с нормальным (65 чел.) и высоким (40 чел.) уровнями тревожности. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют об особенностях церебральных энергетических процессов детей с высоким уровнем тревожности, связанных, вероятно, с выраженным повышением активности модулирующей системы мозга. Суммарные показатели уровня постоянного потенциала головного мозга тревожных детей существенно превышают показатели их сверстников с нормальным уровнем тревожности. При этом увеличение суммарного УПП у детей при тревожности происходит за счет повышения значений потенциалов в каждой из регистрируемых областей головного мозга. Наибольшее увеличение значений УПП наблюдается в лобном и левом височном отделах головного мозга, что обусловлено активным влиянием фактора тревожности в младшем школьном возрасте на функциональные системы, обеспечивающие произвольную регуляцию психических процессов. У детей с высокой тревожностью отмечено нарушение принципа куполообразности распределения энергозатрат: максимальные значения УПП зарегистрированы в затылочном отведении, а разница в энергозатратах между центральным и затылочным отделами головного мозга практически отсутствует. Очевидно, сдвиг распределения УПП в затылочную область головного мозга может быть связан с усилением функциональной активности неспецефических ретикуло-лимбико-кортикальных нейронных связей при высокой тревожности.

Ключевые слова

дети с высокой тревожностью, распределение уровня постоянного потенциала, энергетическое состояние головного мозга.

Список литературы

  1. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей. Архангельск, 2014. 142 с. 
  2. Коренек В.В., Павлов С.В., Рева Н.В., Брак И.В. Частотно-топографические корреляты субъективного и вегетативного компонентов эмоции // Бюлл. СО РАМН. 2010. Т. 30, № 4. С. 124−131. 
  3. Шмырев В.И., Витько Н.К., Миронов Н.П., Соколова Л.П. и др. Нейроэнергокартирование (НЭК) – высокоинформативный метод оценки функционального состояния мозга: метод. рекомендации. М., 2010. 21 с. 
  4. Фокин В.Ф., Пономарёва Н.В. Энергетическая физиология мозга. М., 2003. 288 с. 
  5. Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф. Особенности УПП головного мозга при подростковой агрессии // Асимметрия. 2011. № 4. С. 39−50. 
  6. Speckmann E.-J., Elger C.E., Gorji A. Neurophysiological Basis of EEG and DC Potential // Niedermeyerʼs Electroencephalography / ed. by D.L. Schomer, F. Lopes da Silva. 6th ed. Lippincott Williams & Wilkins, 2011. P. 17–31. 
  7. Нехорошкова А.Н. Психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью: дис. … канд. биол. наук. Архангельск, 2011. 118 с. 
  8. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. 2014. № 6. С. 47−54. 
  9. Аракелян А.С., Долецкий А.Н. Изменение уровня постоянного биоэлектрического потенциала мозга при эмоциональных и физических нагрузках // XXII съезд Физиологического общества имени И.П. Павлова: тез. докл. Волгоград, 2013. С. 33. 
  10. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 1. С. 46−54. 
  11. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. / под ред. В.Д. Соловьёва, Т.В. Черниговской. Вып. 2. М., 2008. С. 32−48. 
  12. Резникова Т.Н., Терентьева И.Ю., Катаева Г.В. Особенности метаболизма структур головного мозга при осознанной и неосознанной тревоге // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 5. С. 5–12. 
  13. Kline J.P., Allen J.J., Schwartz G.E. Is Left Frontal Brain Activation in Defensiveness Gender Specific? // J. Abnorm. Psychol. 1998. Vol. 107. P. 149–153. 
  14. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1988. 240 с.