CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Познавательная деятельность в процессе абилитации детей с множественной психомоторной патологией развития. С. 87–94.

Версия для печати

: Медико-профилактические науки

616.89-008-031.14-08-053.2:612.82

Шалаурова Елена Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Автор 32 научных публикаций, в т. ч. 4 учебных пособий 

Соловьев Андрей Горгоньевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Автор более 800 научных публика- ций, в т. ч. 18 монографий 

Бочарова Елена Алексеевна, доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Автор более 60 научных публикаций, в т. ч. трех монографий

Актуальность изучения особенностей развития детей с множественной патологией возрастает в связи с ростом детской патологии развития и изменением структуры дефекта в сторону утяжеления. В работе представлены характеристики детей с множественной психомоторной патологией развития, имеющей сложные механизмы нарушений. Показано, что недоразвитие познавательных способностей у детей с множественной психомоторной патологией развития, имеющей сочетанную структуру нарушений со стороны нервной системы, характеризуется выраженным изменением всех компонентов психической деятельности, сопровождается нарушением процессов восприятия, памяти, внимания, неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью, отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей. Взаимоотягощенная патология усугубляет выраженность нарушения здоровья. Обоснован комплексный подход к выявлению особенностей познавательной деятельности у детей со сложной сочетанной структурой психического недоразвития, рассмотренной не только с точки зрения оценки интеллектуального дефекта, обусловленного резидуально-органической церебральной патологией, но и с учетом развития коммуникативных навыков, адаптивного поведения и сенсомоторного дефицита. Предложены критерии выделения групп детей с множественной психомоторной патологией развития с оценкой механизмов развития ведущих нарушений, а также в зависимости от выраженности и структуры патологии: с преобладанием аномалий развития, патологии двигательной или психической сферы. Показано, что применение комплексной программы медико-социально-педагогической абилитации способствует положительной динамике формирования познавательной сферы, адаптивного поведения и навыков социальной коммуникации, всестороннему воздействию на интеллектуальную, эмоциональную сферы и личностные особенности ребенка.

множественная психомоторная патология развития детей, нарушение интеллекта, программа медико-социально-педагогической абилитации, социальная коммуникация.
(pdf, 3MB )

  1. Мамайчук И.И. Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии // Детский церебральный паралич: хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. СПб., 2003. С. 306–309. 
  2. Чепурных Е.Е. Специальное образование в России: состояние и перспективы развития // Специальное образование: состояние, перспективы развития: прил. к журн. «Вестн. образования». 2003. № 3. С. 5–13. 
  3. Шипицина Л.М. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: материалы науч.-практ. конф. СПб., 2001. С. 5–12. 
  4. О положении детей и семей, имеющих детей в Архангельской области в 2013 г.: информ.-аналит. материалы / сост. Р.И. Ушакова. Архангельск, 2014. 144 с. 
  5. Верлинская Д.К., Ледащева Д.А., Красильников В.В. Комплексная реабилитация детей с хромосомными болезнями: метод. рекомендации. М., 2010. 322 с. 
  6. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб.-метод. пособие. СПб., 2001. 416 с. 
  7. Малофеев Н.Н. Специальное образование: наука – практике // Специальное образование: состояние, перспективы развития: прил. к журн. «Вестн. образования». 2003. № 3. С. 14–28. 
  8. Бочарова Е.А., Сидоров П.И., Соловьёв А.Г. Медико-биологические факторы риска в формировании психоречевой патологии в детском возрасте // Педиатрия: журн. имени Г.Н. Сперанского. 2002. Т. 81, № 1. С. 91–93. 
  9. Сидоров П.И., Бочарова Е.А., Соловьёв А.Г. Проблемный ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни: моногр. Архангельск, 2005. 207 с. 
  10. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003. 391 с. 
  11. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. № 1. С. 15–21. 
  12. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб., 2000. 374 с. 
  13. Шалаурова Е.В., Сидоров П.И., Соловьёв А.Г. Некоторые особенности медико-социальной абилитации детей с множественной психомоторной патологией // Актуальные проблемы заболеваемости, инвалидности и реабилитации детей в современных условиях: материалы II межрегион. науч.-практ. конф. СПб., 2003. С. 57–59.