Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Медико-профилактические науки
616.89-008-031.14-08-053.2:612.82
Шалаурова Елена Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Автор 32 научных публикаций, в т. ч. 4 учебных пособий
Соловьев Андрей Горгоньевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Автор более 800 научных публика- ций, в т. ч. 18 монографий
Бочарова Елена Алексеевна, доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Автор более 60 научных публикаций, в т. ч. трех монографий
Актуальность изучения особенностей развития детей с множественной патологией возрастает в связи с ростом детской патологии развития и изменением структуры дефекта в сторону утяжеления. В работе представлены характеристики детей с множественной психомоторной патологией развития, имеющей сложные механизмы нарушений. Показано, что недоразвитие познавательных способностей у детей с множественной психомоторной патологией развития, имеющей сочетанную структуру нарушений со стороны нервной системы, характеризуется выраженным изменением всех компонентов психической деятельности, сопровождается нарушением процессов восприятия, памяти, внимания, неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью, отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей. Взаимоотягощенная патология усугубляет выраженность нарушения здоровья. Обоснован комплексный подход к выявлению особенностей познавательной деятельности у детей со сложной сочетанной структурой психического недоразвития, рассмотренной не только с точки зрения оценки интеллектуального дефекта, обусловленного резидуально-органической церебральной патологией, но и с учетом развития коммуникативных навыков, адаптивного поведения и сенсомоторного дефицита. Предложены критерии выделения групп детей с множественной психомоторной патологией развития с оценкой механизмов развития ведущих нарушений, а также в зависимости от выраженности и структуры патологии: с преобладанием аномалий развития, патологии двигательной или психической сферы. Показано, что применение комплексной программы медико-социально-педагогической абилитации способствует положительной динамике формирования познавательной сферы, адаптивного поведения и навыков социальной коммуникации, всестороннему воздействию на интеллектуальную, эмоциональную сферы и личностные особенности ребенка.
множественная психомоторная патология развития детей, нарушение интеллекта, программа медико-социально-педагогической абилитации, социальная коммуникация.
|