CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru

о журнале

Специфика психофизиологического обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования. С. 63–72.

Версия для печати

Рубрика: Физиология

Скачать статью (pdf, 3.1MB )

УДК

612.821

Сведения об авторах

Морозова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и морфологии человека института естественных наук и технологий Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 120 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий

Аннотация

В работе представлены результаты психофизиологического и электроэнцефалографического исследований обеспечения зрительного восприятия (ЗВ) детей 7-8 лет (средний возраст – 7,52±0,37 года). Экспериментальная часть исследования проводилась в 2 этапа: на первом оценивался уровень развития ЗВ с помощью модифицированной методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой, на втором проводилась регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для изучения особенностей функциональной организации мозга при зрительно-пространственной деятельности. Запись ЭЭГ осуществлялась на электроэнцефалографе «Neuroscop-416», спектрально-корреляционный анализ электроэнцефалографических данных осуществлялся при помощи программы «Neroscope 5.1». Оценивались относительные (нормированные на общую энергию) значения спектральной мощности (ОСМ) в частотных диапазонах тета (4–7 Гц), альфа-1 (7,5–9,5 Гц), альфа-2 (9,5–10,7 Гц), альфа-3 (10,7–12,7 Гц) и бета (13–20 Гц), определялись максимум оценки функций когерентности (КОГ) ритмических составляющих альфа-диапазона, асимметрия активности альфа-диапазона. Выявлено, что более экономичные и эффективные механизмы зрительной деятельности отмечены у испытуемых со средним темпом формирования ЗВ, в то время как низкие темпы формирования ЗВ приводят к генерализации механизмов зрительной деятельности. У детей с низкими темпами формирования ЗВ при осуществлении зрительно-пространственной деятельности значительно повышаются эмоциональная активация и уровень «психического напряжения». Большая активация правого полушария в состоянии готовности к зрительной деятельности, особенно передневисочных и теменно-затылочно-височных областей, большая активация левого полушария при переходе к зрительной деятельности определяют более успешное формирование ЗВ.

Ключевые слова

зрительное восприятие, электроэнцефалограмма, функциональная асимметрия коры головного мозга.

Список литературы

  1. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия (онтогенетические исследования). М., 1983. 175 с. 
  2. Фарбер Д.А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе // Мир психологии. 2003. № 2(34). С. 114–124. 
  3. Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., 1990. 198 с. 
  4. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 5. С. 26–36. 
  5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М., 2000. 144 с. 
  6. Рысина Н.Н., Джос Ю.С., Емельянова Т.В., Суранова И.В. Особенности интеллекта у детей-северян 8-11 лет с трудностями обучения // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 4. С. 51–60. 
  7. Pfefferbaum A., Mathalon D.H., Sullivan E.V., Rawles J.M., Zipursky R.B., Lim K.O. A Quantitative Magnetic Resonance Imaging Study of Changes in Brain Morphology from Infancy to Late Adulthood // Arch. Neurol. 1994. Vol. 51, № 9. Р. 874–887. 
  8. Huttenlocher P.R., Dabholkar A.S. Regional Differences in Synaptogenesis in Human Cerebral Cortex // J. Comp. Neurol. 1997. Vol. 387, № 2. Р. 167–178. 
  9. Courchesne E., Chisum H.J., Townsend J., Cowles A., Covington J., Egaas B., Harwood M., Hinds S., Press G.A. Normal Brain Development and Aging: Quantitative Analysis at in vivo MR Imaging in Healthy Volunteers // Radiology. 2000. Vol. 216, № 3. Р. 672–682. 
  10. Теребова Н.Н., Безруких М.М. Возрастные особенности функциональной организации коры головного мозга у детей 5, 6 и 7 лет с разным уровнем сформированности зрительного восприятия // Новые исслед. 2013. № 4. С. 67–88. 
  11. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5,0-7,5 лет: рук. по тестированию и обраб. результатов. М., 1996. 48 с. 
  12. Князева М.Г. Межполушарная асимметрия альфа-ритма ЭЭГ в процессе когнитивной деятельности разной успешности // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 5. С. 50–60. 
  13. Кудрякова Т.А. Динамика электроэнцефалографических показателей детей 6-летнего возраста под влиянием школьного обучения // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 1. С. 172–175. 
  14. Lopes da Silva F.N. Neural Mechanisms Underlying Brain Waves: from Neural Membranes to Networks // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1991. Vol. 79. P. 81–93. 
  15. Кирой В.Н., Ермаков П.Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов н/Д., 1998. 264 с. 
  16. Бетелева Т.Г., Фарбер Д.А. Роль лобных областей коры в произвольном и непроизвольном анализе зрительных стимулов // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 5. С. 5–14. 
  17. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972. 384 с. 
  18. Мачинская Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: дис. … д-ра биол. наук. М., 2001. 278 с. 
  19. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. Л., 1985. 144 с. 
  20. Алферова В.В., Кудрякова Т.А. Пространственная организация биоэлектрической активности мозга детей с трудностями обучения // Физиология человека. 1994. Т. 20, № 5. С. 151–153. 
  21. Thatcher R. Cyclic Cortical Reorganization, Phase Reset and the Development of Cognition // Новые исслед. 2009. № 2. С. 10–11. 
  22. Глезер В.Д. О роли пространственно-частотного анализа, примитивов и межполушарной асимметрии в опознании зрительных образов // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 5. С. 145–150. 
  23. Григорьева Л.П. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования. М., 2006. 352 с. 
  24. Свидерская Н.Е. Осознаваемая и неосознаваемая информация в когнитивной деятельности человека // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1993. Т. 43, № 2. С. 271–277. 
  25. Николаев А.Р. Исследование этапов мысленной ротации сложных фигур методом картирования внутрикоркового взаимодействия // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1994. Т. 44, № 3. С. 441–447. 
  26. Basar E., Basar-Eroglu С., Karakas S., Schürmann M. Oscillatory Brain Theory: a New Trend in Neuroscience // IEEE Eng. Med. Biol. Mag. 1999. Vol. 18, № 3. P. 56–66. 
  27. Фарбер Д.А., Кирпичев В.И. Электроэнцефалографические корреляты индивидуальных особенностей умственной работоспособности подростков // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1985. Т. 35, № 4. С. 649–657.