CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Психофизиологические особенности поведенческого реагирования школьников-северян в свободной, вероятностной и детерминированной средах. С. 16–24.

Версия для печати

: Физиология

612.821-053.5

Волокитина Татьяна Витальевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 158 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, 4 учебных пособий (двух – под грифом УМО)

Попова Елена Вячеславовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 35 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия

В статье представлены результаты исследования психофизиологических особенностей поведенческого реагирования у школьников-северян различных возрастных групп в свободной, вероятностной и детерминированной средах. Для изучения структуры интеллекта применялись тест Равена, тест «4-й лишний», групповой интеллектуальный тест, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Диагностика проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности учащихся 17–18 лет проводилась с использованием психофизиологической методики «Исполнение инструкций». Для объективной оценки поведенческого реагирования школьников в различных условиях среды использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований «Психомат». Выявлены взаимосвязи вербального и невербального интеллекта школьников-северян с параметрами принятия решения. На основе изучения структуры этих взаимосвязей были разработаны корреляционные модели, отражающие возрастные и половые особенности формирования поведенческого реагирования в свободной, вероятностной и детерминированной средах. У детей 7–8 лет ведущей является невербальная составляющая интеллекта, компоненты структуры интеллекта в основном связаны с параметрами вероятностного и управляемого выбора. В этом возрасте у мальчиков компоненты структуры интеллекта в основном были связаны с параметрами вероятностного выбора, а у девочек – с параметрами управляемого выбора. У школьников 17–18 лет скоростные возможности мыслительно-речевой деятельности связаны с параметрами принятия решения в среде без детерминации, причем у юношей только в вероятностной среде, а у девушек – в вероятностной и свободной. На протяжении изученного возрастного периода наименьшее количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с параметрами принятия решения выявлено в условиях стохастической среды. Небольшое количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с поведенческим реагированием в условиях стохастической среды и гораздо большее их число в детерминированной среде свидетельствуют о формировании навыка мыслить преимущественно в условиях ограничения выбора. Корреляционные взаимосвязи параметров структуры интеллекта и поведенческого реагирования школьников 7–18 лет отражают психофизиологические особенности формирования поведенческого реагирования в различных условиях среды.

учащиеся общеобразовательных школ, поведенческое реагирование, психофизиологические особенности, свободная среда, вероятностная среда, детерминированная среда.
(pdf, 3MB )

  1. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления // Современные проблемы психологии мышления: сб. науч. тр. Бийск, 1994. С. 13–20. 
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.; Воронеж, 2003. 464 с. 
  3. Клейберг Ю.А., Сиротюк А.Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга // Мир психологии. 2001. № 1. С. 156–163. 
  4. Айзенк Г.Ю. Новые IQ тесты. М., 2001. 192 с. 
  5. Волокитина Т.В., Зотова А.А., Попова Е.В. Психофизиологические механизмы поведенческого реагирования детей и подростков 7–18 лет в различных условиях среды // Вестн. нов. мед. технологий. 2014. Т. 8, № 1. 
  6. Рыбалко Е.Ф. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. 1996. Вып. 2. № 13. С. 58–64. 
  7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. 447 с. 
  8. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопр. психологии. 1974. № 4. С. 89–103. 
  9. Костандов Э.А. Соотношение физиологического и психического в высшей нервной деятельности человека // Вестн. АМН СССР. 1987. № 8. С. 20–28. 
  10. Акимова М.К. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993. 11 с. 
  11. Акимова М.К. Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Обнинск, 1993. 19 с. 
  12. Акимова К.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. СПб., 2007. 652 с. 
  13. Матвеев Е.В. Математическая модель формирования поведения при усвоении детерминированных паттернов стимулов // Мед. техника. 2003. № 6. С. 3–7. 
  14. Руководство по эксплуатации комплекса для психофизиологических исследований компьютерного КПФК – 99 «Психомат». М., 2006. 38 с. 
  15. Гржибовский А.М. Корреляционный анализ // Экология человека. 2008. № 9. С. 50–60.