Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Физиология
612.821-053.5
Волокитина Татьяна Витальевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 158 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, 4 учебных пособий (двух – под грифом УМО)
Попова Елена Вячеславовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 35 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия
В статье представлены результаты исследования психофизиологических особенностей поведенческого
реагирования у школьников-северян различных возрастных групп в свободной, вероятностной и детерминированной средах. Для изучения структуры интеллекта применялись тест Равена, тест «4-й лишний», групповой интеллектуальный тест, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Диагностика проявлений лабильности
нервной системы в мыслительно-речевой деятельности учащихся 17–18 лет проводилась с использованием
психофизиологической методики «Исполнение инструкций». Для объективной оценки поведенческого реагирования школьников в различных условиях среды использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований «Психомат». Выявлены взаимосвязи вербального и невербального интеллекта
школьников-северян с параметрами принятия решения. На основе изучения структуры этих взаимосвязей
были разработаны корреляционные модели, отражающие возрастные и половые особенности формирования
поведенческого реагирования в свободной, вероятностной и детерминированной средах. У детей 7–8 лет
ведущей является невербальная составляющая интеллекта, компоненты структуры интеллекта в основном
связаны с параметрами вероятностного и управляемого выбора. В этом возрасте у мальчиков компоненты
структуры интеллекта в основном были связаны с параметрами вероятностного выбора, а у девочек – с параметрами управляемого выбора. У школьников 17–18 лет скоростные возможности мыслительно-речевой
деятельности связаны с параметрами принятия решения в среде без детерминации, причем у юношей только
в вероятностной среде, а у девушек – в вероятностной и свободной. На протяжении изученного возрастного
периода наименьшее количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с параметрами принятия решения выявлено в условиях стохастической среды. Небольшое количество взаимосвязей компонентов
структуры интеллекта с поведенческим реагированием в условиях стохастической среды и гораздо большее
их число в детерминированной среде свидетельствуют о формировании навыка мыслить преимущественно
в условиях ограничения выбора. Корреляционные взаимосвязи параметров структуры интеллекта и поведенческого реагирования школьников 7–18 лет отражают психофизиологические особенности формирования
поведенческого реагирования в различных условиях среды.
учащиеся общеобразовательных школ, поведенческое реагирование, психофизиологические особенности, свободная среда, вероятностная среда, детерминированная среда.
|