|   
    
 
  
 
 Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова,  наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
 
 Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
 
 
 Тел: (8182) 21-61-00, вн. 18-20 e-mail: vestnik_med@narfu.ru
 Сайт: https://vestnikmed.ru
 | 
                                
                                    | Взаимосвязь онтологии и гносеологии как проблема современной отечественной философии. С. 77–89 |   |  
    
            
 
  
  
    
    
    Рубрика: ФилософияСкачать статью 
            (pdf, 3.6MB )	
                
    
     
                     УДК111.1+165:140.8
             
        Сведения об авторахПРОХОРОВ Михаил Михайлович, 
 доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Автор 410 научных публикаций, в т. ч. 19 монографий, 6 учебных пособий* 
 *Адрес: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, корп.8; e-mail: k_fil@mail.ru , mmpro@mail.ru 
         АннотацияВ статье исследована область онтологии, гносеологии и их взаимосвязь на основе постановки и решения
основного вопроса философии. Вскрыта противоречивость онтогносеологии как основание проблемности
в структуре взаимоотношения онтологии и гносеологии. В первом разделе взаимное влияние обнаруживается в имплицитной форме в учении о бытии Парменида и в эксплицитной форме у Ф. Энгельса. Ядром этой
области взаимовлияния является, как доказывает автор, исследование базисных противоположностей всякого
мировоззрения, включая и философское: мироздания и человека, бытия и познания, материи и сознания, объективного и субъективного. Во втором разделе показано, что поиски в истории философии и современной
литературе привели к попыткам решения проблемы взаимовлияния онтологии и гносеологии в мифологическом мировоззрении с позиций «синкретизма», в самой философии – в виде «третьей линии» философии,
в обыденном сознании – в виде «здравого смысла». Выход за пределы синкретизма, как объясняется в третьем
разделе статьи, при истолковании соотношения онтологии и гносеологии приводит к трем вариантам: дуализму, противоположным вариантам редукционизма и диалектической модели, наиболее глубоко раскрывающей
их взаимную связь на основе закона единства и борьбы противоположностей, выявляющего их внутреннюю
сущность и проистекающую из их сущностей взаимосвязь. Автор использует диалектический метод исследования, опираясь на принципы объективности, системности, единства исторического и логического.
         Ключевые словаонтология, гносеология, онтогносеология, основной вопрос философии, дуализм, редукционизм, диалектическая модель
                
       
     
                    Список литературы
	Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии // Философия и общество. 2016. № 1(78). С. 57–67. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). М., 1974. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. СПб., 1988. Прохоров М.М. Атрибутивное определение бытия: Третья историческая форма противоположности диалектики и метафизики // NB: Филос. исслед. 2012. № 5. С. 1–100. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_244.html
	(дата обращения: 21.02.2017). Прохоров М.М. Бытие и уровни его определения // Философия и общество. 2008. № 4(52). С. 24–43. Кузнецов В.Н. Проблема значения понятий «материалисты» и «материализм» в новоевропейской философии XVII–XVIII веков // Ист.-филос. альм. 2007. Вып. 2. С. 55–77. Прохоров М.М. Общество – экономика – экономизм // NB: Филос. исслед. 2014. № 1. С. 113–163. URL: http://e-notabene.ru/fr/article _10630.html (дата обращения: 21.02.2017). Карпенко А.С. Основной вопрос метафизики // Филос. журн. 2014. № 2. С. 51–73.  Лебедев Ю.А. Многоликое мироздание. Эвереттическая проблематика. М., 2010. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001. 334 с. Mackie J.L. Truth, Probability and Paradox. Oxford, 1973. Виленкин А. Мир многих миров. Физики в поисках иных вселенных. М., 2010. 303 с. Прохоров М.М. Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности. Анализ философских оснований. Красноярск, 1990. 164 с. Столярова О.Е. Бывает ли слишком много бытия? // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. XXXV, № 1. С. 82–84. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. 624 с. Прохоров М.М. Онтология: «бытие и небытие» или «бытие и сущее»? // Прохоров М.М. История и бытие. Исследование философских оснований. Н. Новгород, 2013. С. 161–211. Никифоров А.Л. Что такое «постнеклассическая наука»? // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. XXXVI, № 2. С 59–64. Прохоров М.М. Философия, наука и религия в истории мировоззрения: Характеристика и анализ оснований. Saarbrucken, 2011. 567 с. Микешина Л.А. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности философского знания // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. XXXVIII, № 4. C. 27–43. Микешина Л.А. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности научного знания // Эпистемология и философия науки. 2014. Т. XXXIX, № 1. С. 60–78. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2. 
 
             |