![]()
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», ул, Урицкого, 56, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Краткие сообщения Скачать статью (pdf, 0.4MB )УДК612.82+612.843.7DOI10.17238/issn2542-1298.2019.7.4.487Сведения об авторахЛ.П. Калинина* ORCID: 0000-0001-5219-6912А.Г. Кузьмин** ORCID: 0000-0001-6403-5059 *Кабинет диагностики и функциональной коррекции зрения «Точка зрения» (г. Архангельск) **Вологодский государственный университет (г. Вологда) Ответственный за переписку: Калинина Лидия Павловна, адрес: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 47; e-mail: lidiakalinina@yahoo.com АннотацияПроведено исследование взаимосвязи показателей сложной зрительно-моторной реакции и когнитивных зрительных вызванных потенциалов с помощью 21-канального электроэнцефалографа «НейронСпектр-4/ВПМ» (Россия) среди 449 школьников 7–17 лет, постоянно проживающих в г. Архангельске. Выявлена статистически значимая положительная взаимосвязь латентности компонента Р2 и времени реакции: при понижении латентности пика Р2, что указывает на улучшение восприятия стимула, уменьшается время от появления сигнала до ответной реакции у ребенка, и наоборот. Линейный регрессионный анализ показал слабую отрицательную взаимосвязь амплитуды компонента Р2 и числа пропусков нажатий при предъявлении редкого стимула: при увеличении амплитуды пика Р2, что характерно для активации процесса восприятия, может уменьшаться количество пропусков значимого стимула. Предполагается, что время и точность реакции могут служить коррелятами пика Р2 когнитивных зрительных вызванных потенциалов и отражать степень зрелости процессов восприятия у ребенка.Ключевые словашкольники, зрительно-моторная реакция, когнитивные зрительные вызванные потенциалы, Европейский Север РоссииСписок литературы1. Дорджиева Д.Б., Бадмаева И.А., Карлова С.В., Лиджигоряева Ц.В. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников // Наука вчера, сегодня, завтра. 2017. № 7(41). С. 6–10.2. Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5–7 лет // Новые исследования. 2003. № 4(37). С. 20–36. 3. Бетелева Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 65–86. 4. Жукова Е.А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них, у младших школьников: дис. … канд. биол. наук: 03.00.13. Киров, 2004. 266 с. 5. Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 6. С. 34–37. 6. Казакова Е.В., Морозова Л.В. Особенности формирования зрительного восприятия у детей-северян 7–8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза // Эксперим. психология. 2009. Т. 2, № 4. С. 91–100. 7. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2015. № 1. C. 38–48. 8. Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development // Exp. Brain Res. 2006. Vol. 169, № 1. P. 122–125. 9. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. М.: МЕДпресс-информ, 2003. 264 с. 10. Polich J. Cognitive Brain Potentials // Curr. Dir. Psychol. Sci. 1993. Vol. 2, № 6. P. 175-179. |