CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru

о журнале

Особенности психофизиологического развития первоклассников г. Архангельска с дизонтогенезом в перинатальном периоде. С. 33–44

Версия для печати

Рубрика: Физиология

Скачать статью (pdf, 0.9MB )

УДК

[159.91+159.922.736.3]:[618.3+618.5]

DOI

10.17238/issn2542-1298.2020.8.1.33

Сведения об авторах

М.А. Кунавин* ORCID: 0000-0001-7948-1043
В.Н. Зябишева* ORCID: 0000-0001-6133-8249
*Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск)
Ответственный за переписку: Кунавин Михаил Алексеевич, адреc: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: m.kunavin@narfu.ru

Аннотация

Перинатальный период – важный этап онтогенеза, в ходе которого активно развивающаяся нервная система ребенка уязвима к воздействию множества негативных факторов. Неблагополучное течение этого этапа может отрицательно сказываться на развитии детей в более позднем возрасте. Настоящее исследование было нацелено на выявление особенностей психофизиологического профиля первоклассников с дизонтогенезом в перинатальном периоде. Обследовано 109 первоклассников общеобразовательных школ г. Архангельска (57 мальчиков и 52 девочки). Для установления встречаемости в данной выборке факторов перинатального дизонтогенеза использовалась анкета для родителей, вопросы которой отражали особенности течения различных возрастных периодов ребенка. Развитие основных познавательных функций первоклассников: кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, темповой организации деятельности, наглядно-образного мышления, речевого развития, уровня невербального и вербального интеллекта, зрительного восприятия – оценивалось с помощью набора различных психофизиологических методик. Анализ анкетных данных показал, что наиболее часто встречающимися факторами перинатального дизонтогенеза являются нарушения течения беременности (более 40 % случаев), а также отягощенные и тяжелые роды (более 25 %). Факторизация результатов тестирования когнитивных функций первоклассников выявила наличие трех интегральных показателей, определяющих психофизиологический профиль детей данной возрастной группы: выделены переменные, описывающие общий уровень интеллектуального развития, сформированность произвольности психофизиологических функций и темповую организацию деятельности. В ходе анализа когнитивной сферы школьников установлено, что дети, характеризующиеся большим количеством факторов дизонтогенеза в перинатальном периоде, отличаются от сверстников более низким уровнем развития зрительного восприятия (критерий Спирмена: ρ = –0,506; р = 0,001), речевого обобщения (ρ = –0,281; р = 0,036) и произвольности деятельности (ρ = –0,412; р = 0,013). Таким образом, доказано, что неблагоприятное течение ранних этапов онтогенеза негативно сказывается на формировании индивидуального психофизиологического профиля ребенка 7-8 лет и может быть причиной задержек развития ряда когнитивных функций.

Ключевые слова

ранний дизонтогенез, факторы риска дизонтогенеза, раннее развитие ребенка, перинатальный период, психофизиологическое развитие, первоклассники

Список литературы

1. Cioni G., D’Acunto G., Guzzetta A. Perinatal Brain Damage in Children: Neuroplasticity, Early Intervention, and Molecular Mechanisms of Recovery // Prog. Brain Res. 2011. Vol. 189. P. 139–154.
2. Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей (обзор) // Новые исследования. 2013. № 2(35). С. 4–22.
3. Bhutta A.T., Cleves M.A., Casey P.H., Cradock M.M., Anand K.J.S. Cognitive and Behavioral Outcomes of School-Aged Children Who Were Born Preterm: A Meta-Analysis // JAMA. 2002. Vol. 288, № 6. P. 728–737.
4. Moster D., Lie R.T., Markestad T. Long-Term Medical and Social Consequences of Preterm Birth // New England Journal of Medicine. 2008. Vol. 359, № 3. P. 262–273.
5. Schmitt A., Malchow B., Hasan A., Falkai P. The Impact of Environmental Factors in Severe Psychiatric Disorders // Front. Neurosci. 2014. Vol. 8. Art. № 19.
6. Back S.A., Rosenberg P.A. Pathophysiology of Glia in Perinatal White Matter Injury // Glia. 2014. Vol. 62, № 11. P. 1790–1815.
7. Азбукина Л.Н., Гарбуз И.Ф. Факторы риска повреждений центральной нервной системы в перинатальном
периоде // Междунар. журн. эксперим. образования. 2016. № 6-1. С. 77–78.
8. Малиевский В.А., Баширова Г.И., Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному
обучению // Рос. педиатр. журн. 2014. Т. 17, № 1. С. 34–37.
9. Подсвирова Е.В., Романова Т.А., Гурова М.М., Бончук Н.С., Ткачева А.О. Влияние течения беременности и родов на состояние здоровья новорожденного ребенка // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Медицина. Фармация. 2014. № 24(195). С. 81–84.
10. Баклушина Е.К., Бобошко И.Е., Балакирева А.В. Влияние перинатальных факторов риска на развитие плода и здоровье новорожденных // Вестн. Иванов. мед. акад. 2014. Т. 19, № 1. С. 48–51.
11. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы (рекомендации практического психолога). СПб.: Стройлеспечать, 1996. 64 с.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.
13. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод. рук. СПб.: Иматон, 2000. 97 с.
14. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка. 105 психологических тестов. СПб.: Речь, 2007. 304 с.
15. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: метод. рук. СПб.: Иматон, 1999. 184 с.
16. Анастази А. Психологическое тестирование. 7-е изд. М., 2009. 688 с.
17. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: рук. по тестированию и обработке результатов. М.: Новая шк., 1996. 44 с.
18. Борзенкова О.А., Ким Е.П. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) // Humanit. Balkan Res. 2019. Т. 3, № 1(3). С. 8–11.
19. Попова К.Е., Сенькевич О.А., Бажанова Ю.В. Проспективное исследование зрительных и слуховых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста, перенесших критические состояния при рождении // Дальневост. мед. журн. 2016. № 4. С. 31–36.
20. Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5–7 лет // Новые исследования. 2013. № 4(37). С. 20–36.
21. Белова О.С., Аруева Г.Л., Соловьев А.Г. Особенности развития конкретно-действенного и нагляднообразного мышления у детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы // Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 2014. № 1. С. 44–47.
22. Hommel B. Acquisition and Control of Voluntary Action // Voluntary Action: Brains, Minds, and Sociality / ed. by S. Maasen, W. Prinz, G. Roth. Oxford: University Press, 2003. P. 34–48.
23. Langeslag S.J.Е., Schmidt M., Ghassabian A., Jaddoe V.W., Hofman A., van der Lugt A., Verhulst F.C., Tiemeier H., White T.J.Н. Functional Connectivity Between Parietal and Frontal Brain Regions and Intelligence in Young Children: The Generation R Study // Hum. Brain Mapp. 2013. Vol. 34, № 12. P. 3299–3307.
24. Padilla N., Junqué C., Figueras F., Sanz-Cortes M., Bargalló N., Arranz A., Gratacos E. Differential Vulnerability of Gray Matter and White Matter to Intrauterine Growth Restriction in Preterm Infants at 12 Months Corrected Age // Brain Res. 2014. Vol. 1545. P. 1–11.