![]()
Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002 Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Физиология Скачать статью (pdf, 0.5MB )УДК612.2:796DOI10.37482/2542-1298-Z005Сведения об авторахС.В. Михайлова* ORCID: 0000-0003-3842-0994*Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Нижегородская обл., г. Арзамас) Ответственный за переписку: Михайлова Светлана Владимировна, адрес: 607220, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. К. Маркса, д. 36; e-mail: fatinia_m@mail.ru АннотацияЦель исследования – получение объективных оценок физиологических показателей внешнего дыхания с применением модифицированного индекса Скибинской у студентов с различным уровнем двигательной активности за период обучения в вузе. Проведено проспективное исследование физического здоровья 615 студентов (255 юношей и 360 девушек) Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в возрасте 17–22 лет с применением «Дневника здоровья студента», согласно заданиям которого ежегодно проводился антропометрический скрининг студентов вуза. Выявлено, что за период обучения в вузе у большинства студентов происходит совершенствование функции внешнего дыхания, обусловленное уровнем двигательной активности: чем он выше, тем интенсивнее приросты физиологических показателей. На старших курсах у 1/4 студентов снижается уровень физической активности и, соответственно, уменьшаются показатели внешнего дыхания, что объясняется отсутствием на IV и V курсах в учебном процессе занятий по физической культуре (как результат, студенты теряют накопленные функциональные резервы дыхательной системы). Для объективной характеристики физиологических особенностей дыхательной системы в ходе исследования разработана оценочная шкала теста Скибинской с учетом региональных и половозрастных нормативов физического развития и проведена сравнительная оценка результатов измерений, отражающая реальные функциональные возможности системы внешнего дыхания у студентов и устойчивости их организма к гипоксии. Полученные результаты являются обоснованием для введения на старших курсах дисциплин или факультативов, направленных на формирование здорового образа жизни и повышение уровня двигательной активности студенческой молодежи.Для цитирования: Михайлова С.В. Динамика показателей деятельности дыхательной системы у студентов Нижегородской области с различным уровнем двигательной активности // Журн. мед.-биол. исследований. 2020. Т. 8, № 2. С. 149–156. DOI: 10.37482/2542-1298-Z005 Ключевые словастуденты, двигательная активность, показатели внешнего дыхания, индекс Скибинской, региональные нормативы физического развитияСписок литературы1. Онищенко Г.Г. Государственная политика по укреплению здоровья российской нации // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2016. № 4. С. 76–83.2. Schweizer A., Miserez S., del Rio Carral M., Santiago-Delefosse M. Students’ Experience of Sustainability: Health as a Lever for Action // Int. J. Sustain. High. Educ. 2018. Vol. 19, № 3. P. 498–517. DOI: 10.1108/IJSHE-06-2017-0077 3. Кабанов С.А., Потапова Т.В., Исаев А.П., Гаттаров Р.У., Личагина С.А. Особенности адаптации системы внешнего дыхания, кровообращения, морфофункциональных показателей и уровня здоровья студентов // Теория и практика физ. культуры. 2005. № 8. С. 45–48. 4. Hitch D., Nicola-Richmond K. Instructional Practices for Evidence-Based Practice with Pre-Registration Allied Health Students: A Review of Recent Research and Developments // Adv. Health Sci. Educ. Theory Pract. 2017. Vol. 22, № 4. P. 1031–1045. DOI: 10.1007/s10459-016-9702-9 5. Мальцева Е.А., Михайлова Л.А. Параметры внешнего дыхания у студентов // Сиб. мед. обозрение. 2008. № 1(49). С. 63–66. 6. Бушуева Н.А., Воробьева Н.А. Характеристика системы гемостаза при физических нагрузках (обзор) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2015. № 2. С. 62–70. 7. Wan W. Research on Effects of Physical Exercise on Graduate Students’ Mental Health // Proceedings of the 2017 7th International Conference on Social Network, Communication and Education. Shenyang, 2017. Vol. 82. P. 341–346. 8. Михайлова С.В., Калюжный Е.А., Сидорова Т.В., Полякова Т.А., Крылов В.Н., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В., Болтачева Е.А., Красникова Л.И., Хрычева Т.В., Калиновский А.С. Исследование физического здоровья студенческой молодежи (на примере студентов Нижегородской области): моногр. Арзамас: Арзамас. фил. ННГУ, 2019. 247 с. 9. Zhang L. Research on Monitoring System of Students’ Physical Health Condition in Colleges and Universities of China–Take College Students of Shanxi Province as Study Case // 2016 3rd International Symposium on Engineering Technology, Education and Management. Guangzhou, 2016. P. 225–233. 10. Калмыкова А.С., Зарытовская Н.В., Калмыкова В.С., Финота Е.А., Абдуллина А.Э. Применение формализованной оценки в определении физического здоровья детей в критические возрастные периоды // Соврем. проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 12. 11. Нифонтова О.Л., Насруллаев Р.К. Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы студентов северного педагогического вуза // Образование и здоровье. Экономические, медицинские и социальные проблемы: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволж. Дом знаний, 2010. С. 79–81. 12. Hasegawa M., Hayano A., Kawaguchi A., Yamanaka R. Assessment of Autonomic Nervous System Function in Nursing Students Using an Autonomic Reflex Orthostatic Test by Heart Rate Spectral Analysis // Biomed. Rep. 2015. Vol. 3, № 6. P. 831–834. |