CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Динамика вариабельности сердечного ритма у студенток в ходе тренинга по визуальному мышлению. С. 204–208

Версия для печати

Рубрика: Краткие сообщения

УДК

612.172.2:159.928.235

DOI

10.37482/2542-1298-Z011

Сведения об авторах

А.Л. Корепанов* ORCID: 0000-0002-3699-9528
И.Ю. Василенко* ORCID: 0000-0002-6524-1337
А.А. Шевченко* ORCID: 0000-0003-2786-8232
*Севастопольский государственный университет (Республика Крым, г. Севастополь)
Ответственный за переписку: Корепанов Алексей Львович, адрес: 299006, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33; e-mail: akorepanov2006@rambler.ru

Аннотация

Проведено исследование динамики показателей вариабельности сердечного ритма у 22 студенток при проведении обучающего эксперимента на основе интерактивного компьютерного тренажера. В ходе эксперимента испытуемые выполняли обучающие и контрольные задания, построенные с учетом закономерностей восприятия и принципов визуализации информации. В качестве показателей успешности обучения использовались время выполнения контрольных заданий и разница во времени выполнения обучающих и контрольных заданий. Оценка вариабельности сердечного ритма проводилась до и во время обучающего эксперимента посредством компьютерного многофункционального комплекса «Нейрон-Спектр-1». Регистрировались временные и частотные показатели вариабельности сердечного ритма, анализировалась структура спектральной мощности, определялся индекс напряжения Баевского. Показано увеличение уровня напряжения регулирующих систем (по значению индекса напряжения) у студенток в начале эксперимента. В середине обучения наблюдалось возрастание удельного веса парасимпатических влияний на сердечный ритм, что отражает процессы формирования оптимального баланса регуляторных систем при когнитивной нагрузке. Установлена прямая высокая корреляционная связь нормированного показателя мощности в диапазоне высоких частот (r = 0,692, p = 0,05) и обратная высокая связь нормированного показателя мощности в диапазоне низких частот (r = –0,692, p = 0,05) в состоянии покоя с успешностью обучения, что подтверждает значимость симпатико-парасимпатических отношений в формировании когнитивной функции мозга вообще и успешности обучения – в частности. Обсуждается возможность использования нормированного показателя мощности высокочастотного компонента сердечного ритма для прогноза успешности обучения.
Для цитирования: Корепанов А.Л., Василенко И.Ю., Шевченко А.А. Динамика вариабельности сердечного ритма у студенток в ходе тренинга по визуальному мышлению // Журн. мед.-биол. исследований. 2020. Т. 8, № 2. С. 204–208. DOI: 10.37482/2542-1298-Z011

Ключевые слова

вариабельность сердечного ритма, студентки, визуализация информации, интерактивный тренажер
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

1. Преминина О.С., Митягина Т.С. Характеристика вариабельности сердечного ритма у подростков-северян, употребляющих летучие растворители // Журн. мед.-биол. исследований. 2019. Т. 7, № 3. С. 318–326. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.3.318
2. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика // Клин. информатика и телемедицина. 2004. Т. 1, № 1. С. 54–64.
3. Корепанов А.Л. Оценка вариабельности сердечного ритма у мальчиков-подростков и юношей г. Севастополя // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 9. С. 26–28.
4. Lo Turco G., Grimaldi Di Terresena L. Spectral Analysis of Heart Rate Variability in Psychiatric Patients: Autonomic Nervous System Evaluation in Psychotic, Anxiety and Depressive Disorders // Riv. Psichiatr. 2012. Vol. 47, № 2. P. 139–148.
5. Quintana D.S., Guastella A.J., Outhred T., Hickie I.B., Kemp A.H. Heart Rate Variability Is Associated with Emotion Recognition: Direct Evidence for a Relationship Between the Autonomic Nervous System and Social Cognition // Int. J. Psychophysiol. 2012. Vol. 86, № 2. P. 168–172.
6. Williams D.P., Thayer J.F., Koenig J. Resting Cardiac Vagal Tone Predicts Intraindividual Reaction Time Variability During an Attention Task in a Sample of Young and Healthy Adults // Psychophysiology. 2016. Vol. 53, № 12. P. 1843–1851.
7. Русских Н.Г., Иржак Л.И. Вариабельность элементов электрокардиограммы в ответ на ментальную пробу у юношей 18-19 лет // Журн. мед.-биол. исследований. 2018. Т. 6, № 1. С. 35–40. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2018.6.1.35
8. Данилова Н.Н. Сердечный ритм и информационная нагрузка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1995. № 4. С. 14–27.
9. Аранова С.В. Методологические подходы к формированию области визуализации учебной информации // Человек и образование. 2018. № 4(57). С. 77–83.
10. Аранова С.В. К вопросу о принципах визуального представления учебной информации // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 96–102.