CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Современные аспекты использования российских компьютерных программ для медико-биологических исследований (обзор). С. 296–308

Версия для печати

Рубрика: Научные обзоры

УДК

57.087:[159.91+159.99]

DOI

10.37482/2687-1491-Z021

Сведения об авторах

Н.И. Хорсева*/** ORCID: 0000-0002-3444-0050
П.Е. Григорьев***/****/***** ORCID: 0000-0001-7390-9109
*Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля Российской академии наук (Москва)
**Институт космических исследований Российской академии наук (Москва)
***Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Республика Крым, г. Симферополь)
****Тюменский государственный университет (г. Тюмень)
*****Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)
Ответственный за переписку: Хорсева Наталия Игоревна, адрес: 119334, Москва, ул. Косыгина, д. 4; e-mail: sheridan1957@mail.ru

Аннотация

Проанализированы возможности и особенности применения современных российских аппаратно-программных и программных продуктов для диагностики психофизиологических показателей. Представлены результаты использования данных комплексов и программных продуктов в практических и научных целях. Наиболее востребованными направлениями с использованием программно-аппаратных комплексов (ПАКФ-01, «НС-Психотест», УПФТ-1/30, ПФК «Выбор», «Рабочее место психофизиолога») являются: спорт, оценка профессиональных качеств, образование, военная подготовка. Как правило, изучаются характеристики сенсомоторных реакций, показатели когнитивных процессов (внимание, память). Подобный же перечень показателей анализируется при помощи программных продуктов («НС-Тест 2003», «Методика комплексной оценки здоровья школьников», Effecton Studio, «Локальный универсальный мониторинг» (Local universal monitoring – LUM)). В частности, достаточно широкий спектр исследований (влияние социальных факторов и низкоинтенсивных электромагнитных полей естественного и техногенного происхождения) был проведен с помощью программы LUM. Анализ существующих технических решений и способов обработки полученных результатов, заложенных как в программно-аппаратные комплексы, так и в программные продукты, позволил сделать выводы о необходимости разработки и внедрения единых стандартов предъявления стимульных материалов, обработки полученных данных с учетом возрастных норм. Именно такой подход к диагностике психофизиологических показателей позволит осуществлять масштабные медико-биологические исследования влияния различных факторов внешней среды на организм человека, в частности на центральную нервную систему.

Ключевые слова

психофизиологические показатели, программно-аппаратные комплексы, компьютерные программы, медико-биологические исследования
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Епонишников Ю.В., Колмогоров С.В., Балюк Н.В. Изменения свойств нервной системы у курсантов школы милиции за двухлетний период обучения // Экология человека. 2012. № 1. С. 39–43.
2. Стрижак А.П., Германов Г.Н., Сабирова И.А. Адекватность в действиях как критерий эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов учебных заведений МВД РФ // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8(90). С. 90–94. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p90-94
3. Близнюк А.А., Малука М.В. Психофизиологические критерии специальной работоспособности высококвалифицированных боксеров // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11(141). С. 270–274.
4. Сабирова И.А., Володин А.М., Володин А.А. Особенности спортивного отбора юных стрелков в различные виды пистолетной программы // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10(92). С. 136–140.
5. Воробьев В.Ф. Теоретическое обоснование использования физиологических конструктов в практике физического воспитания // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2(108). С. 44–49. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p44-49
6. Балюк В.Г. Зависимость пропускной способности зрительного анализатора от вида спортивной деятельности // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Естеств. науки. 2008. № 2. С. 5–8.
7. Хачатурова И.Э. Особенности пространственно-временных показателей зрительного восприятия у квалифицированных спортсменов-стрелков // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта. 2014. № 1(30). С. 157–166. DOI: 10.14526/32_2014_32
8. Шаназаров А.С., Глушкова М.Ю., Айсаева Ш.Ю., Чынгышпаев Д.Ш. Роль компонентов функционального состояния человека-оператора в обеспечении профессиональной деятельности в высокогорье (сообщение 1) // Журн. мед.-биол. исследований. 2017. Т. 5, № 4. С. 55–65. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2017.5.4.55
9. Мезенцев В.В. Оценка показателей психомоторных способностей юных хоккеистов с мячом в годичном учебно-тренировочном цикле // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2(144). С. 139–141.
10. Макунина О.А. Психофизиологическая характеристика волевых качеств студентов-спортсменов в условиях моделирования нагрузок // Журн. мед.-биол. исследований. 2018. Т. 6, № 2. С. 128–136. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2018.6.2.128
11. Рамза А.Г., Сороколит Я.Л., Занковец В.Э. Влияние функционального состояния ЦНС на координационные способности спортсменов на примере представителей ведущих хоккейных клубов Беларуси // Вестн. спортив. науки. 2016. № 2. С. 55–60.
12. Харитонова Л.Г., Антипова О.С. Возрастные особенности активности ритмов головного мозга и психофизических способностей юных спортсменов // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование, здравоохранение, физ. культура. 2012. № 42(301). С. 34–39.
13. Коурова О.Г., Попова Т.В., Кокорева Е.Г., Парская Н.В., Крапивина Е.А. Эколого-физиологические аспекты компьютерных технологий в образовательном процессе // Экология человека. 2019. № 7. С. 59–64. DOI: 10.33396/1728-0869-2019-7-59-64
14. Коурова О.Г., Попова Т.В. Мониторинг функционального состояния студентов и школьников при использовании здоровьесберегающих технологий // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование, здравоохранение, физ. культура. 2015. Т. 15, № 4. С. 14–18. DOI: 10.14529/ozfk150402
15. Давыдова Н.О., Черемушникова И.И., Сманцер Т.А., Барышева Е.С. Гендерные особенности психофизиологических аспектов адаптации студентов // Вестн. новых мед. технологий. 2013. № 1. URL: http:// medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013-1/4098.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
16. Подоборский А.Н., Юрина М.А., Лопацкая Ж.Н., Дымыдюк Е.В. Особенности функционального состояния организма студентов с разным профилем асимметрии полушарий головного мозга в условиях экзаменационного стресса // Вестн. Сургут. гос. ун-та. Медицина. 2011. № 3(9). С. 4–12.
17. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О., Шумкова Т.В. Гигиеническая регламентация использования интерактивного оборудования на занятиях в детском саду // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97, № 3. С. 226–229. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-3-226-229
18. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников // Рос. педиатр. журн. 2015. Т. 18, № 4. С. 51–55.
19. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 4. С. 387–391. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391
20. Хаджинова Е.П., Бусловская Л.К. Эмоциональное состояние, особенности внимания и антистрессорные реакции у первоклассников с разными типами профиля латеральной организации мозга // Науч. вед. Белгор. гос. ун-та. Сер.: Естеств. науки. 2012. № 15(134). С. 103–110.
21. Юрченко О.Н., Бусловская Л.К. Функциональные возможности организма первоклассников с нарушениями речи при адаптации к учебным нагрузкам // Науч. вед. Белгор. гос. ун-та. Сер.: Естеств. науки. 2012. № 15(134). С. 96–102.
22. Никонова А.Е., Муканова А.М. Профессиональные различия нейродинамических функций у менеджеров и медицинских сестер // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование, здравоохранение, физ. культура. 2013. Т. 13, № 2. С. 147–148.
23. Попова Т.В., Мохов В.Г., Никонова А.Е. Оценка эффективности деятельности менеджера с учетом психоэмоциональной специфики его труда // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7, № 3. С. 106–109.
24. Шнайдер Н.А., Газенкампф К.А., Хамраева Э.Х., Рондова К.В. Компьютерное нейропсихофизиологическое тестирование межполушарной асимметрии у здоровых право- и леворуких добровольцев // Вестн. Клин. больницы № 51. 2012. Т. V, № 1-2. С. 52–56.
25. Медведев И.Н., Никишина Н.А. Реактивности правого и левого полушарий головного мозга у детей 3,5–5 лет при разной эффективности процесса внимания // Бюл. эксперим. биологии и медицины. 2010. Т. 150, № 10. С. 364–367.
26. Приложение 1 к указанию МПС России от 21 декабря 1998 г. № 401у // Сборник нормативных документов психофизиологической службы локомотивного хозяйства. М., 2004. 125 с.
27. Кучеренко И.В. Роль службы по управлению персоналом в повышении безопасности угледобывающего предприятия // Горн. информ.-аналит. бюл. 2007. № S17. С. 168–172.
28. Хорсева Н.И. Экологическое значение естественных электромагнитных полей в период внутриутробного развития человека: дис. … канд. биол. наук. М., 2004. 144 с.
29. Хорсева Н.И. Организация учебно-воспитательного процесса и психофизическое здоровье учащихся // Человек-Природа-Общество. Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 2009. № 2. С. 122–127.
30. Григорьев Ю.Г., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей. Оценка опасности применения мобильной связи детьми и подростками. Рекомендации детям и родителям. М.: Экономика, 2014. 230 с.
31. Grigoriev Y.G., Khorseva N.I. A Longitudinal Study of Psychophysiological Indicators in Pupils Users of Mobile Communications in Russia (2006–2017): Children Are in the Group of Risk // Mobile Communications and Public Health / еd. by M. Markov. Boca Raton: Taylor & Francis, 2019. P. 237–253.
32. Компьютерная программа для психоневрологического тестирования (NS-тест 2003): свид. об офиц. регистрации программы для ЭВМ № 2007610943 от 01.03.2007 / Д.А. Марокко, Т.В. Попова, Ю.И. Корюкалов.
33. Артамонова И.А. Коррекция психофизического состояния школьников // Человек. Спорт. Медицина. 2016. Т. 16, № 1. С. 18–23. DOI: 10.14529/hsm160103
34. Ходак Н.А., Рычкова Л.С. Гендерные дифференцировки сенсомоторных реакций в определении профпригодности у студентов разных профилей обучения // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование, здравоохранение, физ. культура. 2009. № 20(153). С. 6–10.
35. Муканова А.М., Попова Т.В. Психофизиологические особенности трудовой деятельности медицинских сестер // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование, здравоохранение, физ. культура. 2011. № 39(256). С. 44–46.
36. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений: свид. о регистрации ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 13930 от 18.08.2008 / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, А.В. Лебедев, Н.И. Айзман.
37. Суботялов М.А., Шуленина Н.С., Куприна Н.С. Функциональные и психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях специализированного и профильного классов // Вестн. Новосиб. гос. пед.
ун-та. 2014. № 4(20). С. 81–87. DOI: 10.15293/2226-3365.1404.07
38. Платонова Я.В., Сютина В.И. Организация занятий оздоровительной аэробикой на основе исследования психомоторных показателей занимающихся // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. 2016. Т. 21, вып. 10(162). С. 29–38. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-29-38
39. Датхабаева Г.К., Салханова А.Б., Кайнарбаева М.С., Садыкова А.Т., Разуева Б.А., Даулатбакова Г.С., Шихова О.М., Нургазиев А.С., Нурмамбетова А.Д., Маликова А.Е. Сравнительная характеристика познавательных функций мальчиков препубертатного возраста с ожирением и нормальным весом // Вестн. Казах. нац. мед. ун-та. 2016. № 3. С. 118–123.
40. Кондакова О.Э., Шилов С.Н., Кирко В.И. Психофизиологические и адаптивные характеристики детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере // Журн. Сиб. федер. ун-та. Сер.: Биология. 2017. Т. 10, № 3. С. 312–322.
41. Григорьев П.Е. Информационная технология мониторинга состояния человека для определения его зависимости от космофизических факторов: дис. … д-ра биол. наук. Киев; Симферополь, 2010. 362 с.
42. Хорсева Н.И., Григорьев П.Е. Психофизиологические показатели как критерий оценки воздействия низкоинтенсивных естественных и техногенных электромагнитных полей на центральную нервную систему человека // Биомед. радиоэлектроника. 2015. № 6. С. 61–65.
43. Патент РФ № 2314743, МПК A61B 5/00. Способ диагностики мелкой моторики руки: № 200611788/14: заявл. 11.04.2006: опубл. 20.01.2008 / Григал П.П., Хорсева Н.И..
44. Хорсева Н.И., Луценко Н.Т., Григорьев П.Е. Влияние учебной нагрузки на психофизиологические показатели учащихся. Результаты самомониторинга (пилотное исследование) // Проблемы соврем. пед. образования. 2018. Вып. 61. Ч. 2. С. 219–224.
45. Григорьев П.Е., Хорсева Н.И., Овсянникова Н.М. Возможность использования компьютерной программы «Локальный универсальный мониторинг» (LUM) для оценки психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах // Крым. журн. эксперим. и клин. медицины. 2015. Т. 5, № 4(20). С. 22–25.
46. Вишневская Л.Л., Хорсева Н.И. Оценка эффективности применения кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога образовательного учреждения // ІРГЕЛІ ПӘНДЕР – БОЛАШАҚ МЕДИЦИНАНЫҢ НЕГІЗІ Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары 4 желтоқсан, 2012, PANTEON баспасы, 2012 (Материалы I Международной научно-практической конференции «Фундаментальные науки – основа будущей медицины», 4 декабря 2012 г., Алматы, Казахстан). Алматы, 2012. С. 77–85.
47. Хорсева Н.И., Григорьев П.Е. Космическая погода и параметры механической памяти // Актуал. проблемы транспорт. медицины. 2016. № 3(45). С. 76–79.
48. Хорсева Н.И., Григорьев П.Е., Килесса Г.В. Вопросы воспроизводимости результатов изучения влияния космофизических факторов на центральную нервную систему человека // Биомед. радиоэлектроника. 2017. № 2. С. 66–70.
49. Хорсева Н.И., Побаченко С.В., Григорьев П.Е., Шитов А.В., Соколов М.В., Выпирайло Д.Н. Изменение показателей сенсомоторных реакций в условиях воздействия аномального геомагнитного поля // Наука и технол. разработки. 2016. Т. 95, № 1. С. 37–48.
50. Хорсева Н.И., Скиданова А.А., Григорьев П.Е., Шульженко Н.Ю. Режим пользования мобильным телефоном и индивидуальные особенности проявления ипсилатеральных и контралатеральных эффектов простой слухо-моторной реакции у детей. Пилотное мониторинговое исследование // Крым. журн. эксперим. и клин. медицины. 2018. Т. 8, № 1. С. 93–99.