Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Физиология Скачать статью (pdf, 0.5MB )УДК612.821DOI10.37482/2687-1491-Z025Сведения об авторахЮ.С. Джос* ORCID: 0000-0003-1635-5140И.А. Меньшикова** ORCID: 0000-0002-6323-8329 *Педиатрический центр «Оккервиль» (Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово) **Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск) Ответственный за переписку: Меньшикова Ирина Александровна, адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: Irinamen2014@yandex.ru АннотацияПредставлены результаты исследований спектральных характеристик электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей 7–10 лет (8 девочек и 22 мальчика) с трудностями произвольной регуляции деятельности, после 10 и 20 сеансов нейробиоуправления с использованием бета-активирующего тренинга. Биоэлектрическую активность мозга регистрировали с помощью комплекса «Нейрон-Спектр-4/ВПМ» в 16 стандартных отведениях. Динамику оценивали по бета- и тета-диапазонам ЭЭГ в ходе проведения нейробиоуправления. Установлено увеличение полной мощности колебаний бета-диапазона как после 10, так и после 20 сеансов ЭЭГ-биоуправления в лобных (р ≤ 0,001), левой теменной (р ≤ 0,036) и височных (р ≤ 0,003) областях головного мозга. Уменьшение спектральных характеристик колебаний в тета-диапазоне выявлено: после 10 сеансов нейробиоуправления – в лобных (р ≤ 0,008) и височных (р ≤ 0,006) областях обоих полушарий, а также в теменной области левого полушария (р ≤ 0,005); после 20 сеансов - в центральных (р ≤ 0,004), лобных (р ≤ 0,001), височных (р ≤ 0,001) областях обоих полушарий, а также затылочной (р ≤ 0,047) и теменной (р ≤ 0,001) областях левого полушария головного мозга. Изучение динамики биоэлектрической активности в ходе биоуправления по параметрам ЭЭГ у детей 7–10 лет с дефицитом произвольной регуляции высших психических функций позволило доказать целесообразность проведения 20 сеансов, т. к. увеличение высокочастотной и снижение низкочастотной активности продолжаются и после 10-го сеанса. Изменения данных параметров после 10 сеансов ЭЭГ-биоуправления выражены преимущественно в лобно-височных областях обоих полушарий, а после курса 20 сеансов – как в лобно-височных, так и в центрально-теменных отделах мозга.Ключевые словадети младшего школьного возраста, нейробиоуправление, электроэнцефалограмма, спектральный анализ, нарушения произвольной регуляцииСписок литературы1. Семенова О.А., Мачинская Р.И., Ломакин Д.И. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля когнитивной деятельности у детей. Сообщение I. Нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ возрастных преобразований регуляторных функций мозга в период от 9 до 12 лет // Физиология человека. 2015. Т. 41, № 4. С. 5–17. DOI: 10.7868/S01311646150401282. Панков М.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С., Старцева Л.Ф., Нехорошкова А.Н. Клинико-физиологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) // Вестн. новых мед. технологий. 2013. Т. 20, № 3. С. 91–97. 3. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и психол.-пед. науки. 2007. № 4. С. 8–15. 4. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / отв. ред. А.В. Грибанов. Архангельск: Помор. ун-т, 2009. 242 с. 5. Сойко К.В. Особенности развития функций программирования, регуляции и контроля младших школьников с трудностями обучения // Науч. стремления. 2016. Вып. 19. С. 84–88. 6. Джафарова О.А., Даниленко Е.Н. Нейробиоуправление в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности школьников // Открытое образование. 2016. № 2. С. 93–96. DOI: 10.21686/1818-4243-2016-2-93-96 7. Гринь-Яценко В.А., Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А., Чутко Л.С., Яковенко Е.А. Использование метода биологической обратной связи по электроэнцефалограмме в коррекции нарушений внимания у детей // Биоуправление-4: Теория и практика: коллект. моногр. / под ред. М.Б. Штарка, М. Шварца. Новосибирск: Цэрис, 2002. С. 108–116. 8. Даниленко Е.Н., Джафарова О.А. Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у младших школьников // Актуальные проблемы психологии и педагогики: диагностика, превенция, коррекция: материалы науч.-практ. заоч. конф. с междунар. участием (г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.): в 2 ч. Ч. 1. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. С. 73–76. 9. Schmitt G. Veränderungen des QEEG bei Kindern mit einer ADHS nach Neurofeedback-Training der langsamen kortikalen Potentiale. Dissertation der Eberhard Karls Universität zu Tübingen. Erlangen, 2014. 75 p. 10. Джос Ю.С., Меньшикова И.А. Возможности применения нейробиоуправления для повышения функциональных способностей головного мозга (обзор) // Журн. мед.-биол. исследований. 2019. Т. 7, № 3. С. 338–348. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.3.338 11. Thompson L., Thompson M., Reid A. Neurofeedback Outcomes in Clients with Asperger’s Syndrome // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2010. Vol. 35, № 1. Р. 63–81. 12. Штарк М.Б., Скок А.Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике (литературный обзор) // Биоуправление-3: Теория и практика: коллект. моногр. / отв. ред. М.Б. Штарк, Р. Колл. Новосибирск: Цэрис, 1998. С. 131–139. 13. Drechsler R. Ist Neurofeedbacktraining eine wirksame Therapiemethode zur Behandlung von ADHS? Ein Überblick über aktuelle Befunde // Z. Neuropsychol. 2011. Vol. 22, № 2. Р. 131–146. 14. Фокина Ю.О., Павленко В.Б., Куличенко А.М. Возможные механизмы действия биологической обратной связи по электроэнцефалограмме // Уч. зап. Тавр. нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Биология, химия. 2008. Т. 21(60), № 1. С. 107–116. 15. Kahana M.J., Seelig D., Madsen J.R. Theta Returns // Curr. Opin. Neurobiol. 2001. T. 11, № 6. P. 739–744. |