CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Функциональное состояние центральной нервной системы и физиологические реакции на стресс у педагогов с признаками эмоционального выгорания (на примере преподавателей педагогического вуза). С. 419–426

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

612.821:57.016:159.944-057.4

DOI

10.37482/2687-1491-Z035

Сведения об авторах

А.Э. Щербакова* ORCID: 0000-0002-0863-8127
М.А. Попова* ORCID: 0000-0003-0193-7973
В.В. Чистова* ORCID: 0000-0002-9788-1865
*Сургутский государственный педагогический университет (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут)
Ответственный за переписку: Щербакова Александра Эдуардовна, адрес: 628400, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Артёма, д. 9, корп. 2; e-mail: la_lune-4@bk.ru

Аннотация

Проблема стресса на рабочем месте приобрела особую актуальность, и ее изучение является важным направлением исследований в области медицины, психологии и смежных наук. Педагогическая профессия предъявляет значительные требования к личностным и психологическим качествам педагога, что нередко приводит к хроническому стрессу. В исследовании приняли участие 82 преподавателя Сургутского государственного педагогического университета. Средний возраст обследованных составил 44,12±3,74 лет у женщин и 43,21±2,51 лет у мужчин. Для диагностики признаков эмоционального выгорания использовали методику К. Маслач и С. Джексона – MBI (адаптирована Н.Е. Водопьяновой). Все педагоги были разделены на две группы в зависимости от наличия либо отсутствия признаков эмоционального выгорания. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) оценивали методом простой зрительно-моторной реакции: анализировали скорость сенсомоторной реакции, функциональный уровень системы, устойчивость реакции, уровень функциональных возможностей, а также устойчивость внимания (по показателю точности Уиппла). Физиологические реакции на стресс оценивали по методике Дж. Гринберга «Собственная реакция на стрессовые события». Психологическая и психофизиологическая диагностика проводилась на компьютерном комплексе «НС-Психотест». Результаты исследования показали, что функциональное состояние ЦНС у женщинпедагогов без признаков эмоционального выгорания было статистически значимо ниже, чем у мужчин той же группы. Мужчины с признаками эмоционального выгорания демонстрировали статистически значимое снижение всех показателей функционального состояния ЦНС в сравнении с группой мужчин без признаков эмоционального выгорания. Полученные результаты указывают на необходимость принятия в высших учебных заведениях превентивных мер, направленных на минимизацию риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов, а также обусловливают важность своевременной диагностики и выбора, при необходимости, адекватных методов коррекции данного состояния.

Ключевые слова

функциональное состояние ЦНС, физиологическая реакция на стресс, эмоциональное выгорание, педагоги, профессиональный стресс
Скачать статью (pdf, 0.8MB )

Список литературы

1. Иванова С.В., Алексеева Л.Ю. Психосоциальные риски работников сферы образования и здравоохранения // XXI век. Техносфер. безопасность. 2018. Т. 3, № 1(9). С. 10–20.
2. Springer A., Oleksa K. The Relationship Between Emotional Labor and Professional Burnout: A Comparative Analysis Between Work of Teachers and Employees of Commercial Service Sector // Med. Pr. 2017. Vol. 68, № 5. Р. 605–615. DOI: 10.13075/mp.5893.00556; PMID: 28649999
3. Брынских К.Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2015. № S8. С. 26–30. URL: http://e-koncept. ru/2015/75134.htm (дата обращения: 05.03.2020).
4. Puertas-Molero P., Zurita-Ortega F., Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., Castro-Sánchez M., GonzálezValero G. An Explanatory Model of Emotional Intelligence and Its Association with Stress, Burnout Syndrome, and Non-Verbal Communication in the University Teachers // J. Clin. Med. 2018. Vol. 7, № 12. art. № 524. DOI: 10.3390/jcm7120524; PMID: 30544532; PMCID: PMC6306896
5. Черных А.А., Санжаева Р.Д. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 12, № 2. С. 75–79. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-75-79
6. Матвеева Т.Н. Проблема профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений //Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 124–127.
7. Попова М.А., Говорухина А.А., Щербакова А.Э. Здоровье педагогов и учащихся Югры: моногр. ХантыМансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2012. 135 с.
8. Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания //Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/ (дата обращения: 19.03.2020).
9. Rodríguez-Arce J., Lara-Flores L., Portillo-Rodríguez O., Martínez-Méndez R. Towards an Anxiety and Stress Recognition System for Academic Environments Based on Physiological Features // Comput. Methods Programs Biomed. 2020. Vol. 190. Art. № 105408. DOI: 10.1016/j.cmpb.2020.105408; PMID: 32139112
10. Вдовина Л.Н. Комплексная система профилактики и коррекции синдрома хронической усталости в условиях умеренного климата, севера и Арктики // Журн. мед.-биол. исследований. 2020. Т. 8, № 1. С. 99–103. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2020.8.1.99
11. Katz D.A., Harris A., Abenavoli R., Greenberg M.T., Jennings P.A. Educators’ Emotion Regulation Strategies and Their Physiological Indicators of Chronic Stress over 1 Year // Stress Health. 2018. Vol. 34, № 2. Р. 278–285. DOI: 10.1002/smi.2782; PMID: 28990329
12. Перепелкина Л.К. Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» педагогов // Наука и социум: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 27–30 июля 2016 г.). Новосибирск: Сиб. ин-т практ. психологии, педагогики и соц. работы, 2016. С. 121–124.
13. Петрова Е.Г. Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии //Вестн. Таганрог. ин-та им. А.П. Чехова. 2015. № 2. С. 288–293.
14. Лоскутова Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / под ред. А.М. Зимкиной и В.И. Климовой-Черкасовой. Л.: Медицина, 1978. С. 165–194.
15. Щербакова А.Э., Попова М.А., Каримов Р.Р., Грицков С.Н. Функциональное состояние вегетативной и центральной нервной системы пожарных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Журн. мед.-биол. исследований. 2019. Т. 7, № 2. С. 178–186. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.2.178