CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru

о журнале

Функциональное состояние центральной нервной системы и физиологические реакции на стресс у педагогов с признаками эмоционального выгорания (на примере преподавателей педагогического вуза). С. 419–426

Версия для печати

Рубрика: Физиология

Скачать статью (pdf, 0.8MB )

УДК

612.821:57.016:159.944-057.4

DOI

10.37482/2687-1491-Z035

Сведения об авторах

А.Э. Щербакова* ORCID: 0000-0002-0863-8127
М.А. Попова* ORCID: 0000-0003-0193-7973
В.В. Чистова* ORCID: 0000-0002-9788-1865
*Сургутский государственный педагогический университет (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут)
Ответственный за переписку: Щербакова Александра Эдуардовна, адрес: 628400, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Артёма, д. 9, корп. 2; e-mail: la_lune-4@bk.ru

Аннотация

Проблема стресса на рабочем месте приобрела особую актуальность, и ее изучение является важным направлением исследований в области медицины, психологии и смежных наук. Педагогическая профессия предъявляет значительные требования к личностным и психологическим качествам педагога, что нередко приводит к хроническому стрессу. В исследовании приняли участие 82 преподавателя Сургутского государственного педагогического университета. Средний возраст обследованных составил 44,12±3,74 лет у женщин и 43,21±2,51 лет у мужчин. Для диагностики признаков эмоционального выгорания использовали методику К. Маслач и С. Джексона – MBI (адаптирована Н.Е. Водопьяновой). Все педагоги были разделены на две группы в зависимости от наличия либо отсутствия признаков эмоционального выгорания. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) оценивали методом простой зрительно-моторной реакции: анализировали скорость сенсомоторной реакции, функциональный уровень системы, устойчивость реакции, уровень функциональных возможностей, а также устойчивость внимания (по показателю точности Уиппла). Физиологические реакции на стресс оценивали по методике Дж. Гринберга «Собственная реакция на стрессовые события». Психологическая и психофизиологическая диагностика проводилась на компьютерном комплексе «НС-Психотест». Результаты исследования показали, что функциональное состояние ЦНС у женщинпедагогов без признаков эмоционального выгорания было статистически значимо ниже, чем у мужчин той же группы. Мужчины с признаками эмоционального выгорания демонстрировали статистически значимое снижение всех показателей функционального состояния ЦНС в сравнении с группой мужчин без признаков эмоционального выгорания. Полученные результаты указывают на необходимость принятия в высших учебных заведениях превентивных мер, направленных на минимизацию риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов, а также обусловливают важность своевременной диагностики и выбора, при необходимости, адекватных методов коррекции данного состояния.

Ключевые слова

функциональное состояние ЦНС, физиологическая реакция на стресс, эмоциональное выгорание, педагоги, профессиональный стресс

Список литературы

1. Иванова С.В., Алексеева Л.Ю. Психосоциальные риски работников сферы образования и здравоохранения // XXI век. Техносфер. безопасность. 2018. Т. 3, № 1(9). С. 10–20.
2. Springer A., Oleksa K. The Relationship Between Emotional Labor and Professional Burnout: A Comparative Analysis Between Work of Teachers and Employees of Commercial Service Sector // Med. Pr. 2017. Vol. 68, № 5. Р. 605–615. DOI: 10.13075/mp.5893.00556; PMID: 28649999
3. Брынских К.Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2015. № S8. С. 26–30. URL: http://e-koncept. ru/2015/75134.htm (дата обращения: 05.03.2020).
4. Puertas-Molero P., Zurita-Ortega F., Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., Castro-Sánchez M., GonzálezValero G. An Explanatory Model of Emotional Intelligence and Its Association with Stress, Burnout Syndrome, and Non-Verbal Communication in the University Teachers // J. Clin. Med. 2018. Vol. 7, № 12. art. № 524. DOI: 10.3390/jcm7120524; PMID: 30544532; PMCID: PMC6306896
5. Черных А.А., Санжаева Р.Д. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 12, № 2. С. 75–79. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-75-79
6. Матвеева Т.Н. Проблема профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений //Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 124–127.
7. Попова М.А., Говорухина А.А., Щербакова А.Э. Здоровье педагогов и учащихся Югры: моногр. ХантыМансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2012. 135 с.
8. Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания //Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/ (дата обращения: 19.03.2020).
9. Rodríguez-Arce J., Lara-Flores L., Portillo-Rodríguez O., Martínez-Méndez R. Towards an Anxiety and Stress Recognition System for Academic Environments Based on Physiological Features // Comput. Methods Programs Biomed. 2020. Vol. 190. Art. № 105408. DOI: 10.1016/j.cmpb.2020.105408; PMID: 32139112
10. Вдовина Л.Н. Комплексная система профилактики и коррекции синдрома хронической усталости в условиях умеренного климата, севера и Арктики // Журн. мед.-биол. исследований. 2020. Т. 8, № 1. С. 99–103. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2020.8.1.99
11. Katz D.A., Harris A., Abenavoli R., Greenberg M.T., Jennings P.A. Educators’ Emotion Regulation Strategies and Their Physiological Indicators of Chronic Stress over 1 Year // Stress Health. 2018. Vol. 34, № 2. Р. 278–285. DOI: 10.1002/smi.2782; PMID: 28990329
12. Перепелкина Л.К. Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» педагогов // Наука и социум: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 27–30 июля 2016 г.). Новосибирск: Сиб. ин-т практ. психологии, педагогики и соц. работы, 2016. С. 121–124.
13. Петрова Е.Г. Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии //Вестн. Таганрог. ин-та им. А.П. Чехова. 2015. № 2. С. 288–293.
14. Лоскутова Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / под ред. А.М. Зимкиной и В.И. Климовой-Черкасовой. Л.: Медицина, 1978. С. 165–194.
15. Щербакова А.Э., Попова М.А., Каримов Р.Р., Грицков С.Н. Функциональное состояние вегетативной и центральной нервной системы пожарных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Журн. мед.-биол. исследований. 2019. Т. 7, № 2. С. 178–186. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.2.178