CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Оценка функциональных резервов организма первокурсников северного педагогического вуза по результатам ортостатической пробы. С. 317–328

Версия для печати

Рубрика: Биологические науки

УДК

[611.1+612.176+616-053.7]:616-021.2

DOI

10.37482/2687-1491-Z118

Сведения об авторах

А.А. Новоселова* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3829-1873
А.А. Говорухина* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7466-2918
*Сургутский государственный педагогический университет (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут)
Ответственный за переписку: Новоселова Анна Андреевна, адрес: 628400, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2; e-mail: novoselova16@mail.ru

Аннотация

Успешность адаптации к стандартизированной минимальной нагрузке (на примере ортостатической пробы) определяется в первую очередь способностью регуляторных систем организма перестроить деятельность сердечно-сосудистой системы без вовлечения центрального контура регуляции. Оценка функциональных резервов организма может быть основой для характеристики его адаптационных возможностей в целом. Цель исследования – определение функциональных резервов организма студентов I курса педагогического вуза, расположенного на севере России, по результатам ортостатической пробы. Материалы и методы. Всего обследовано 135 первокурсников Сургутского государственного педагогического университета, средний возраст которых составил 18,30±0,33 лет. Методом кардиоинтервалографии (прибор «ВНС-Спектр» компании «Нейрософт») оценивалась вариабельность сердечного ритма в состоянии покоя и при проведении активной ортостатической пробы. Результаты. Общая мощность спектра, а также абсолютная мощность низкочастотного и сверхнизкочастотного компонентов при проведении активной ортостатической пробы уменьшились как у юношей, так и у девушек. У 23 % юношей и 16 % девушек отмечалась сниженная реакция на ортостатическую пробу. Высоким уровнем адаптационных резервов характеризовались 30 % первокурсников. Также были определены группы студентов с низким уровнем адаптационных резервов (8,8 % юношей и 2,0 % девушек). Исследование позволило установить, что уровень функциональных резервов организма студенток выше, чем у студентов мужского пола, также у девушек выявлен более высокий вклад центрального контура в регуляцию сердечного ритма. У юношей зарегистрированы высокая парасимпатическая реактивность, а также более значимый вклад подкорковых центров в регуляцию сердечного ритма по сравнению с девушками.

Ключевые слова

студенты первого курса, вариабельность ритма сердца, адаптационные резервы организма, активная ортостатическая проба, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Куулар Ш.В., Будук-оол Л.К., Сарыг С.К. Функциональный статус студентов Тувинского государственного университета с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях // Экология человека. 2020. № 2. С. 33–39. DOI: 10.33396/1728-0869-2020-2-33-39

  2. Кириллова Т.Г., Ефимова Т.Н. Адаптационные механизмы к обучению в вузе студентов Академии физической культуры и спорта // Тавр. науч. обозреватель. 2016. № 11-3(16). С. 43–45.

  3. Mancia G., Fagard R., Narkiewicz K., Redón J., Zanchetti A., Böhm M., Christiaens T., Cifkova R., De Backer G., Dominiczak A., et al. 2013 ESH/ESC Guidelines for the Management of Arterial Hypertension: The Task Force for the Management of Arterial Hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC) // J. Hypertens. 2013. Vol. 31, № 7. P. 1281–1357. DOI: 10.1097/01.hjh.0000431740.32696.cc

  4. Меерманова И.Б., Седач Н.Н., Большакова И.А., Калбеков Ж.А. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи // Медицина и экология. 2019. № 2. С. 5–11.

  5. Марчук С.А. Особенности психофизического состояния студентов с разным уровнем здоровья // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2(180). С. 244–248. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p244-248

  6. Fuatai L., Soon-Schuster F. Anxiety, Stress and Coping Strategies Among University of South Pacific Students // Pac. Health Dialog. 2001. Vol. 8, № 1. P. 83–93.

  7. Aurel I.C. Adaptation and Stress for the First Year University Students // Proc. Soc. Behav. Sci. 2013. № 78. P. 718–722. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.04.382

  8. Cбитнева О.А. Воздействие учебного процесса на организм студентов // Universum: Психология и образование. 2018. № 1(43). C. 4–7. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/5432 (дата обращения: 20.10.2022).

  9. Belousova N.A., Maltsev V.P., Kurchemkina Yu.V. Psychophysiological Predictors of Preservation of Student’s Health Under Examination Stress // J. Pharm. Sci. Res. 2018. Vol. 10, № 10. Р. 2616–2620.

  10. Гребняк Н.П., Якимова К.А., Микрюкова Н.Г. Роль спектральных показателей сердечного ритма в оценке адаптационного потенциала студентов // Журн. фундам. медицины и биологии. 2016. № 4. С. 46–50.

  11. Бунькова Е.А., Баюрин Ю.С. Адаптация сердечно-сосудистой системы студентов к условиям экзаменационного стресса // Вопр. науки и образования. 2018. № 13(25). С. 10–13.

  12. Будук-оол Л.К. Особенности адаптации к обучению студентов Республики Тува // Экология человека. 2013. № 5. С. 54–60.

  13. Литовченко О.Г., Максимова А.С., Барсегян С.Т. Характеристика функционального состояния центральной нервной системы студентов медицинской специальности, проживающих в условиях Среднего Приобья // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 1. С. 88–94. DOI: 10.14529/jpps200110

  14. Говорухина А.А., Мальков О.А., Нифонтова О.Л., Новоселова А.А., Ибрагимова Э.Э. Состояние регуляторных механизмов и сосудистого русла организма студентов факультета физической культуры и спорта, проживающих в ХМАО-Югре // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 8. С. 25–27.

  15. Говорухина А.А., Новоселова А.А., Ибрагимова Э.Э., Осин М.В. Предикторы развития нарушений состояния сердечно-сосудистой системы студентов на начальном этапе адаптации к социально-экологическим условиям // Ульян. мед.-биол. журн. 2020. № 4. С. 87–97. DOI: 10.34014/2227-1848-2020-4-87-97

  16. Lopez-Gonzalez A.A., Aguilo A., Frontera M., Bennasar-Veny M., Campos I., Vicente-Herrero T., Tomas-Salva M., De Pedro-Gomez J., Tauler P. Effectiveness of the Heart Age Tool for Improving Modifiable Cardiovascular Risk Factors in a Southern European Population: A Randomized Trial // Eur. J. Prev. Cardiol. 2015. Vol. 22, № 3. P. 389–396. DOI:10.1177/2047487313518479

  17. Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Диверт В.Э., Диверт Г.М., Платонов Я.Г., Ковтун Л.Т., Комлягина Т.Г., Мозолевская Н.В. Системные механизмы адаптации и компенсации // Бюл. Сиб. отд-ния РАМН. 2004. № 2(112). С. 148–153.

  18. Esler M. Sympathetic Activity in Experimental and Human Hypertension // Handbook of Hypertension / ed. by А. Zanchetti, G. Mancia. Amsterdam: Elsevier, 1997. Vol. 17. P. 628–732.

  19. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца (новый взгляд на старую парадигму). Иваново: ООО «Нейрософт», 2017. 516 с.

  20. Pichon A., Nuissier F., Chapelot D. Heart Rate Variability and Depressed Mood in Physical Education Students: A Longitudinal Study // Auton. Neurosci. 2010. Vol. 156, № 1-2. P. 117–123. DOI: 10.1016/j.autneu.2010.03.019

  21. Лопатина Л.А., Семенов С.Н., Сереженко Н.П. Вариабельность сердечного ритма у юношей разных соматотипов при проведении ортостатической пробы // Вестн. новых мед. технологий. 2012. Т. ХIХ, № 2. С. 170–172.

  22. Davila M.I., Lewis G.F., Porges S.W. The PhysioCam: A Novel Non-Contact Sensor to Measure Heart Rate Variability in Clinical and Field Applications // Front. Public Health. 2017. Vol. 5. Art. № 300. DOI: 10.3389/fpubh.2017.00300

  23. Бочаров М.И., Кривощеков С.Г., Ануфриев Г.Н. Гендерные особенности нейротизма и вегетативной регуляции у молодых людей Севера России // Экология человека. 2015. № 4. С. 3–13.

  24. Сарыг С.К., Харрасов А.Ф. Гендерные особенности гемодинамических показателей и вариационной пульсометрии у студентов // Вестн. Тувин. гос. ун-та. № 2. Естеств. и с.-х. науки. 2017. № 2(33). С. 36–43.

  25. Чан Д.Н., Алексанянц Г.Д. Особенности вариабельности сердечного ритма у бадминтонистов в ответ на ортостатическую пробу // Физ. культура, спорт – наука и практика. 2013. № 4. С. 65–70.

  26. Борисова О.А., Бойко А.И., Колдашов А.И. Физическое развитие и адаптационные возможности студентов-первокурсников Московского государственного областного университета // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10(188). С. 47–51. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p47-51

  27. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Мочалкин П.А., Бойко О.В., Бадретдинова Д.И. К вопросу о мониторинге состояния здоровья студентов вузов // Deutsche internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 6. С. 28–31. DOI: 10.24412/2701-8369-2021-6-2-28-31