|   
    
 
  
 
 Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова,  наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
 
 Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
 
 
 Тел: (8182) 21-61-00, вн. 18-20 e-mail: vestnik_med@narfu.ru
 Сайт: https://vestnikmed.ru
 | 
                                
                                    | Путь к Белому морю в XIX веке. Статья 1: Состояние дорог и условия перевозок. С. 5-13 |   |  
    
            
 
  
  
    
    
    Рубрика: ИсторияСкачать статью 
            (pdf, 0.5MB )	
                
    
     
                     УДК[94(47).07+94(47).08]:625
                     DOI10.37482/2687-1505-V248
        Сведения об авторахКОРШУНКОВ Владимир Анатольевич,
 кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политических наук Вятского государственного университета. Автор более 200 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий*
  
 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6150-8308 
 *Адрес: 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36,  
 e-mail: vla_kor@mail.ru 
         АннотацияИз Вятского края пролегали пути на север – к Архангельску и побережью Белого моря. По ним в течение нескольких веков каждую зиму вывозили из вятских городов – Хлынова (Вятки), Слободского, Котельнича, Орлова – зерно, муку, крупу, льняное семя, пеньку, а также те товары, которые поступали из Поволжья и Прикамья. Трассы проходили по густым лесам, затем грузы отправлялись на речных баржах в Архангельск. Обратно везли на юг рыбу и импортные вещи. В этой статье исследуется состояние сухопутных дорог, которые вели из центральной части Вятского края к речным пристаням (преимущественно в XIX веке). Целью работы является определение того, как сказывались на межрегиональной торговле сельскохозяйственными товарами состояние дорог и придорожное обустройство. Эта тематика рассмотрена в контексте так называемой дорожной традиции России (иначе: дорожной повседневности, культуры дороги, традиционной культуры путешествия). Дорожная традиция – это условия, обстоятельства, ситуации, которыми сопровождались сухопутные перемещения на дальние расстояния. Добраться с грузом к северным речным пристаням по гужевым сухопутным дорогам было очень трудно, т. к. путь был протяженным и проходил по малонаселенным лесистым местам. Зимняя дорога изобиловала ухабами, сани ломались, лошади выбивались из сил. Все это очень затрудняло экономическую деятельность миллионов людей: затраты получались значительными, а заработки − небольшими. Кроме того, перевозимые товары представляли собой сырье либо же сельскохозяйственную продукцию низкого уровня переработки. Плохие дороги стимулировали поиски принципиально иных способов доставки грузов к Белому морю.
         Ключевые словаРусский Север, Вятский край, межрегиональная торговля, сухопутные пути сообщения, дорожная традиция России, мемуары, архивные источники
                
       
     
                    Список литературы
	
	  Гулямов Ф.О. История дорожного дела в Вятском крае: гужевые и автомобильные дороги. Киров: Киров. обл. тип., 1996. 416 с.
	 
	  Судовиков М.С. К характеристике профессионального портрета «купцов-аграрников» Вятской губернии последней четверти XVIII – начала XX века // Крестьянский мир: новые источники и методологические подходы / отв. ред. М.И. Роднов. Уфа, 2013. С. 208–213.
	 
	  Жаравин В.С. Железные дороги на Вятке: история строительства. Киров: Герценка, 2018. 147 с.
	 
	  Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.
	 
	  Dickinson S. Breaking Ground: Travel and National Culture in Russia from Peter I to the Era of Pushkin. Amsterdam: Rodopi, 2006. 290 p.
	 
	  Randolph J.W. The Singing Coachman or, The Road and Russia’s Ethnographic Invention in Early Modern Times // J. Early Mod. Hist. 2007. Vol. 11, № 1–2. P. 33–61. DOI: 10.1163/157006507780385044 
	 
	  Борисов Н. Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья. М.: Молодая гвардия, 2010. 440 с.
	 
	  Матвеев А.В. Традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья (XIX – первая треть XX века). Омск: Наука, 2012. 196 с.
	 
	  Коршунков В.А. Дорожная традиция России: поверья, обычаи, обряды. М.: Форум, 2015. 240 с.
	 
	  Спицын А.А. Избранные труды по истории Вятки. Киров: О-Краткое, 2011. 512 с.
	 
	  Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена. Рукопись № 68.
	 
	  Наумов П.[И]. Материалы для истории торговли Вятской губернии // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1903 год. Отд. 2. Вятка: Губ. тип., 1902. С. 126–160.
	 
	  Мусихин А.Л. Расходные памяти земским целовальникам – источник по истории Вятской земли периода Смуты // Ресурсный потенциал региона на службе Отечеству: сб. ст. по материалам секции Международ. науч.-практ. форума «100-летие государственности Удмуртии: исторические вехи и перспективы развития», Ижевск, 07 октября 2020 г. / отв. ред. Г.В. Мерзлякова. Ижевск: Изд. дом «Удмурт. ун-т», 2020. С. 125–136.
	 
	  Мусихин А.Л. Вятские крестьяне Прозоровы: предыстория купеческой династии и формирование капитала в первой половине XVIII в. // Из прошлого Вятки: купеческие фамилии, семьи, лица: материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 20 октября 2022 года) / сост., науч. ред. М.С. Судовиков. Киров: Изд-во Киров. гос. унив. обл. науч. б-ки, 2022. С. 53–61.
	 
	  Ксенофонт Алексеевич Анфилатов: очерк его жизни и деятельности / сост. Г.А. Замятин. Вятка (Киров): О-Краткое, 2011. 286 с.
	 
	  Из «Дневных Записок путешествия по разным провинциям Российского государства» акад. Лепёхина // Календарь и памятная книжк а Вятской губернии на 1897 год. Отд. 4. Вятка: Губ. тип., 1896. С. 27–44.
	 
	  Михайлов В.Е. О главных торговых путях из Вятской губернии к г. Архангельску и торговых пристанях. СПб., 1858. 36 с.
	 
	  Веснин [С.А.]. Вани-вятчане: рассказы бабушки. М., 1913. 88 с.
	 
	  Булычев А. «Ныне к вам прибегаю»: жизнеописание соловецкого инока Афанасия, написанное им самим. Архангельск; М., 2008. 134 с.
	 
	  Т-й. Орловский округ // Вят. губ. вед. 1859. Отд. 2, ч. неофиц. № 22. С. 144–146.
	 
	  Описание уездов, городов и других замечательных местностей Вятской губернии // Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год. Отд. 5. Вятка: Тип. Губ. правления, 1870. С. 75–191.
	 
	  Сведения Вятского губернского статистического комитета о состоянии сел губернии за 1873 г. // Центр. гос. арх. Киров. обл. Ф. 574. Оп. 1. Д. 480.
	 
	  Словарь верхолальского великорусского языка / авт. сост. Н.М. Токмаков. Сыктывкар, 2015. (Без пагинации).
	 
	  Савинов И. Очерк торговых путей к Ношульской и Быковской пристаням, лежащим на реке Лузе // Вят. губ. вед. 1857. Отд. 2, ч. неофиц. № 37. С. 247–250.
	 
	  Жаравин В.С. Исходный пункт – деревня Котлас (А.Н. Кузнецов – автор идеи железной дороги от Вятки до Котласа) // Двинская земля. Вып. 5: Материалы пятых межрегион. обществ.-науч. истор.-краевед. Стефановских чтений, посвящ. 90-летию города Котласа, 17–18 марта 2007 года / гл. ред. С.А. Гладких. Котлас: ЭЛПА, 2007. С. 33–37.
	 
	  Кузнецов А. Причины, препятствующие распространению торговли в Вятском крае // Вят. губ. вед. Отд. 2, ч. неофиц. 1858. № 11. С. 78–81.
	 
	  Кузнецов А. О торговле Вятской губернии с Архангельском // Тр. Имп. Вольн. экон. о-ва. 1867. Т. 1. С. 578–585.
	 
 
             |