CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Влияние осложненных родов на развитие высших психических функций детей 7-8 лет (на примере первоклассников г. Архангельска). C. 142-152

Версия для печати

Рубрика: Биологические науки

УДК

[618.3+618.5]:[159.91+159.922.736.3]

DOI

10.37482/2687-1491-Z137

Сведения об авторах

М.А. Кунавин* ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7948-1043
А.А. Фаркова* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6609-3292
А.С. Черкасова* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4091-3918
И.С. Чуб* ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8593-2808
А.П. Борейко* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1578-4333

 *Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

Ответственный за переписку: Кунавин Михаил Алексеевич, адрес:
163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: m.kunavin@narfu.ru

Аннотация

Одним из наиболее значимых факторов перинатального дизонтогенеза, оказывающих негативное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, является неблагоприятное течение родовой деятельности. Целью данной работы стала оценка влияния осложненных родов на развитие высших психических функций у детей 7-8 лет. Материалы и методы. В исследовании, проведенном в октябре 2017 года на базе нескольких общеобразовательных школ г. Архангельска, приняли участие 86 первоклассников (48 мальчиков и 38 девочек). По результатам анкетирования родителей были сформированы две группы сравнения. В основную вошли 18 первоклассников (7 мальчиков и 11 девочек), появившихся на свет в результате осложненных родов. В контрольную было отобрано 30 детей (18 мальчиков и 12 девочек) с благоприятным течением перинатального периода. Оценка высших психических функций первоклассников включала определение уровня развития кратковременной памяти, интеллекта и особенностей темповой организации деятельности. Результаты. Проведенное исследование показало, что дети, появившиеся на свет в результате осложненных родов, характеризуются комплексом психофизиологических особенностей, которые могут стать причиной трудностей школьного обучения. В частности, у них более низкий темп операционной деятельности (p = 0,026), что может быть свидетельством проблем с переработкой сенсорной информации и незрелости управляющих функций головного мозга. Кроме того, эти дети значимо отличаются от своих сверстников по уровню развития вербального интеллекта (p = 0,001), что говорит об особенной уязвимости речевых функций ребенка для факторов перинатального дизонтогенеза.

Ключевые слова

дети 7-8 лет, отдаленные последствия осложненных родов, дизонтогенез, психофизиологическое развитие, высшие психические функции, интеллект, кратковременная память, скорость переработки информации
Скачать статью (pdf, 0.6MB )

Список литературы

  1. Jardine J., Blotkamp A., Gurol-Urganci I., Knight H., Harris T., Hawdon J., van der Meulen J., Walker K., Pasupathy D. Risk of Complicated Birth at Term in Nulliparous and Multiparous Women Using Routinely Collected Maternity Data in England: Cohort Study // BMJ. 2020. Vol. 371. Art. № m3377. DOI: 10.1136/bmj.m3377
  2. Franci Crepeau-Hobson M. The Relationship Between Perinatal Risk Factors and Sensory Processing Difficulties in Preschool Children // J. Dev. Phys. Disabil. 2009. Vol. 21, № 4. Р. 315–328. DOI: 10.1007/s10882-009-9144-x
  3. Eunson P. Aetiology and Epidemiology of Cerebral Palsy // Pediatr. Child Health. 2012. Vol. 22, № 9. P. 361–366. DOI: 10.1016/j.paed.2012.05.008
  4. Polidano C., Zhu A., Bornstein J.C. The Relation Between Cesarean Birth and Child Cognitive Development // Sci. Rep. 2017. Vol. 7. Art. № 11483. DOI: 10.1038/s41598-017-10831-y
  5. Taylor E., Rogers J.W. Practitioner Review: Early Adversity and Developmental Disorders // J. Child Psychol. Psychiatry. 2005. Vol. 46, № 5. Р. 451–467. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2004.00402.x
  6. Казакова Е.В., Соколова Л.В. Медико-биологические факторы риска в раннем развитии и особенности формирования речевой сферы первоклассников // Физиология человека. 2020. Т. 46, № 3. С. 56–63. DOI: 10.31857/S0131164620030078
  7. Cusson R.M. Factors Influencing Language Development in Preterm Infants // J. Obstet. Gynecol. Neonatal Nurs. 2003. Vol. 32, № 3. P. 402–409. DOI: 10.1177/0884217503253530
  8. Чернов Д.Н. Роль медико-биологических факторов в языковом развитии школьников: обзор современных исследований // Соврем. исследования соц. проблем (электрон. науч. журн.). 2016. № 11(67). С. 228–247. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-228-247
  9. Белова О.С., Парамонова М.В., Бочарова Е.А. Оказание комплексной помощи детям раннего возраста с отклонениями в психическом и речевом развитии // Вестн. Совета молодых учeных и специалистов Челяб. обл. 2017. Т. 3. № 1(16). С. 16–19.
  10. Морозова Е.А., Мадякина А.А., Белоусова М.В., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., Князева О.В., Морозов Д.В., Зайкова Ф.М., Гусяков Ф.И. Роль перинатальных факторов в формировании нейрокогнитивных нарушений у детей с СДВГ // Практ. медицина. 2020. Т. 18, № 5. С. 82–87. DOI: 10.32000/2072-1757-2020-5-82-87
  11. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы (рекомендации практического психолога). СПб.: Стройлеспечать, 1996. 64 с.
  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.
  13. Герасимова О.Ю. Специфика психофизиологической структуры интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем психического развития и его связь с показателями сенсомоторного теста // Успехи соврем. науки и образования. 2016. Т. 10, № 12. С. 110–112.
  14. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод. рук. СПб.: Иматон, 2000. 97 с.
  15. Трухина С.И., Циркин В.И., Трухин А.Н., Хлыбова С.В., Анисимов К.Ю., Севостьянова О.Ю. Успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных путем экстренного кесарева сечения // Вестн. урал. мед. акад. науки. 2018. Т. 15, № 1. С. 104–115. DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-1-104-115
  16. Железова М.Е., Яговкина Н.Е. Влияние быстрых и стремительных родов на перинатальные исходы для матери и плода // Вестн. соврем. клин. медицины. 2016. Т. 9, вып. 2. С. 133–137. DOI: 10.20969/ VSKM.2016.9(2).133-137
  17. Ахмадеева Э.Н., Еникеева Ю.Д. Особенности ранней адаптации новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения // Практ. медицина. 2009. № 7(39). С. 5–8.
  18. Семенков О.Г., Иова А.С., Шоломов И.А. Основные причины и прогностические критерии неблагоприятных исходов у новорожденных, перенесших внутрижелудочковые кровоизлияния // Сарат. науч.мед. журн. 2010. Т. 6, № 3. С. 658–663.
  19. Азарова Е.В., Вялкова А.А., Космович Т.В., Димова С.Г., Бондарь Е.А. Ранняя неонатальная адаптация: этиологические, патогенетические и клинические аспекты // Бюл. Оренбург. науч. центра УрО РАН (электрон. журн.). 2015. № 1. Ст. № 1. URL: http://elmag.uran.ru:9673/magazine/Numbers/2015-1/Articles/EVA-2015-1.pdf (дата обращения: 25.02.2022).
  20. Adams J.N., Feldman H.M., Huffman L.C., Loe I.M. Sensory Processing in Preterm Preschoolers and Its Association with Executive Function // Early Hum. Dev. 2015. Vol. 91, № 3. Р. 227–233. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2015.01.013
  21. Рожкова Л.А. Влияние фактора недоношенности на функциональное состояние ЦНС детей с проблемами психоречевого развития // Дефектология. 2005. № 6. С. 3–13.
  22. Pekçetin S., Sarıdaş B., Üstünyurt Z., Kayıhan H. Sensory-Processing Patterns of Preterm Children at 6 Years of Age // Infants Young Children. 2019. Vol. 32, № 1. Р. 33–42. DOI: 10.1097/IYC.0000000000000131
  23. Алексеева А.М., Ильина М.Н., Щелкова О.Ю. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. 2012. № 31. С. 64–71.
  24. Рожкова Л.А. Спектральная мощность ЭЭГ детей младшего школьного возраста с перинатальной патологией ЦНС // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 1. С. 28–38.