|   
    
 
  
 
 Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова,  наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
 
 Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
 
 
 Тел: (8182) 21-61-00, вн. 18-20 e-mail: vestnik_med@narfu.ru
 Сайт: https://vestnikmed.ru
 | 
                                
                                    | Глобальные векторы «мягкой силы» в науке и образовании: социально-эпистемологические аспекты. С. 92–103 |   |  
    
            
 
  
  
    
    
    Рубрика: ФилософияСкачать статью 
            (pdf, 0.6MB )	
                
    
     
                     УДК[122/129+32]:37
                     DOI10.37482/2687-1505-V272
        Сведения об авторахМАКУЛИН Артем Владимирович,
 доктор философских наук, доцент, директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 62 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий* 
 ORCID: https://orcid.o  rg/0000-0002-7028-9650
  
 *Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;  
 e-mail: a.makulin@narfu.ru
 
 МИРЕЛЛИ Морис Александрович, 
 аспирант кафедры философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций** 
 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1796-7109 
 **Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;  
 e-mail: moris.mirelli@yahoo.com 
         АннотацияВ статье рассматриваются социально-эпистемологические функции науки, научного сообщества и системы образования как важнейших элементов «мягкой силы». Дана социально-философская интерпретация понятия «мягкая сила» в его преломлении через призму социальной эпистемологии. Выявлены фундаментальные структурно-функциональные особенности указанного феномена, берущего свое начало из современной специфики цивилизационного взаимодействия, фундированного повесткой глобализации и становлением информационного общества. Результаты исследования показывают наличие методологических затруднений в интерпретации роли науки в ситуациях проявления и применения «мягкой силы» по той причине, что наука и имманентная ей система образования традиционно рассматриваются как общеуниверсальная познавательная деятельность человечества по получению и распространению новых знаний и не могут быть напрямую редуцированы к инструментам политического влияния. Однако в статье также отмечается, что научные сообщества и результаты их деятельности действительно используются как «мягкая (умная) сила», направленная на контролируемую трансформацию глобальных геополитических субъектов. В качестве новых условий функционирования науки и образования как элементов «мягкой силы» в системе цифровой глобализации рассматриваются не только проблемы когнитивного капитализма, трагедии антиобщин, утечки умов, но и стратегии российской науки и образования по формированию когнитивного суверенитета Российской Федерации. Цель статьи состоит прежде всего в изучении социально-эпистемологического значения «мягкой силы» в процессах трансформации роли науки и образования, с одной стороны, и геополитического взаимодействия глобальных игроков − с другой. Методология исследования выстроена на основе идей историзма, социальной эпистемологии и сложности открытых социальных систем, теоретического анализа социально-политологической и социально-философской литературы. В конце статьи намечены пути создания новой интерпретации проявления феномена «мягкой силы» в сфере науки и образования.
         Ключевые слова«мягкая сила», рефлексивное управление, наука, система образования, социальная эпистемология, когнитивный суверенитет, инструменты политического влияния
                
       
     
                    Список литературы
	
	  Антюхова Е.А. Образование как «Мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23, № 4. С. 197–209. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.17 
	 
	  Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестн. МГИМОУн-та. 2009. № 6(9). С. 200–205.
	 
	  Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестн. МГИМО-Ун-та. 2012. № 4(25). С. 85–93.
	 
	  Масич В.А. Наука и образование как инструменты «мягкой силы» // Вестн. РГГУ. Сер.: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2015. № 1. C. 117–125.
	 
	  Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХI. 2004. № 10. URL: http://smartpowerjournal.ru/soft-power/ (дата обращения: 20.02.2022).
	 
	  McClory J. The Soft Power 30: A Global Ranking of Soft Power. Portland, 2015. URL: https://portlandcommunications.com/pdf/The-Soft-Power_30.pdf (дата обращения: 20.02.2022).
	 
	  Харитонова Е.М. Рейтинг «мягкой силы» The Soft Power 30. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/reyting-myagkoy-sili-the-soft-power-30?ret=640 (дата обращения: 20.02.2022).
	 
	  Vainrauh V. Индекс «Глобальной мягкой силы» Global Soft Power Index 2022: Соединенные Штаты стали лидером. URL: https://internationalwealth.info/news-of-the-offshore/indeks-globalnoj-mjagkoj-sily-global-soft-powe... (дата обращения: 20.02.2022).
	 
	  Томас Т.Л. Рефлексивное управление в России: теория и военные приложения // Рефлексивные процессы и управление. 2002. Т. 2, № 1. С. 71–89.
	 
	  Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: Хранитель, 2006. 873, [1] с.
	 
	  Макулин А.В. Сырьевая наука и эльдорадо колониальных ученых // Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации: материалы XX Межрегион. учеб.-метод. конф., Архангельск, 22 апр. 2015 года / отв. ред. А.С. Оправин. Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2015. С. 58–60.
	 
	  Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. М.: ACT, 2014. 702 с.
	 
	  Graham L.R. Lonely Ideas: Can Russia Compete? Cambridge: The MIT Press, 2013. 204 p.
	 
	  Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / общ. ред. М.А. Дынника. М.: Госполитиздат, 1955. 238 c.
	 
	  Axelrod R. The Evolution of Cooperation. N.Y.: Basic Books, 1984. 241 p.
	 
	  Корзина М.И. Социально-философский аспект технологий визуальных коммуникаций в условиях новых вызовов Четвертой промышленной революции: дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2021. 239 с.
	 
	  Макулин А.В. Эволюция табличного метода в истории философии: от мистики Древнего Востока до новоевропейского мышления // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 24–26.
	 
	  Монтень М. Опыты. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954–1960: [в 3 т.]. Т. 1. 1954. 558 с.
	 
	  Актуальные проблемы истории и философии науки: моногр. / [В.Б. Анисимова, У.Ы. Аскаров, И.В. Бакаев и др.; под ред. А.Н. Лощилина]; Рос. акад. наук, Рос. филос. о-во, секция «Теория и методология творчества». М.: Перо, 2018. 153 с.
	 
	  Чернозуб С.П. Концепт национальной науки в новом дискурсе цивилизаций // Ист. психология и социология истории. 2012. № 1. С. 43–61.
	 
	  Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ // Междунар. процессы. 2008. Т. 6, № 1(16). С. 76–85.
	 
	  Иконникова Н.К. Профессиональная и гражданская идентичность ученых в зеркале глобальной академической мобильности // Вопр. соц. теории. 2011. Т. 5. C. 319–336.
	 
	  Шевченко В.Н. Жизнеспособность Российского государства как философско-политическая проблема // Жизнеспособность Российского государства как философско-политическая проблема / отв. ред. В.Н. Шевченко; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., 2006. С. 5–40.
	 
	  2021 HEPI Soft-Power Index: UK Slips Further Behind the US ( Again). URL: https://www.hepi.ac.uk/2021/09/02/2021-hepi-soft-power-index-uk-slips-further-behind-the-us-again/ (дата обращения 20.02.2023).
	 
 
             |