CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Динамика развития управляющих функций у детей 5–6 лет в условиях Севера России. С. 151-160

Версия для печати

Рубрика: Биологические науки

УДК

612.821

DOI

10.37482/2687-1491-Z194

Сведения об авторах

Анна Андреевна Фаркова* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6609-3292
Людмила Владимировна Морозова* ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5503-8485
Людмила Владимировна Соколова** ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2211-049X

*Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
(Архангельск, Россия)
**Институт возрастной физиологии Российской академии образования
(Москва, Россия)

Ответственный за переписку: Анна Андреевна Фаркова, адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: a.farkova@narfu.ru

Аннотация

Возраст 5–6 лет является важным этапом в развитии управляющих функций ребенка. Этот этап традиционно считается сенситивным периодом, который осложняется переходом от дошкольной системы образования к младшей школьной. От степени развития управляющих функций зависит будущий академический успех ребенка. Выявление конкретных компонентов управляющих функций, тесно связанных с готовностью к обучению в школе, может способствовать разработке оптимальных подходов к образовательной работе с дошкольниками. При условии ранней диагностики тех или иных признаков несформированности управляющих функций возможна их коррекция, направленная на развитие всех компонентов произвольного внимания. Целью данной работы является оценка развития управляющих функций у детей старшего дошкольного возраста. Материалы и методы. В лонгитюдном исследовании, проводившемся в период с 2020 по 2022 год, приняли участие 15 детей, в т. ч. 9 мальчиков, 6 девочек, в возрасте от 5 до 6 лет, не имеющих неврологических и психических заболеваний в анамнезе, посещающих одно и то же дошкольное учреждение (г. Архангельск), обучающихся по программе, соответствующей современным стандартам образования. Тестирование проводилось в начале и конце каждого учебного года. Результаты. При сравнении изучаемых показателей у детей 5–6 лет зафиксирована неравномерность развития компонентов управляющих функций. Прогрессивные изменения в данном возрасте касаются функций избирательной регуляции, контроля, следования определенным программам деятельности. Интегральный показатель общего дефицита управляющих функций имеет заметную тенденцию к уменьшению. Об этом также могут свидетельствовать прямые значимые корреляции между компонентами управляющих функций и успешностью освоения образовательной программы.

Ключевые слова

психофизиологическое развитие детей, управляющие функции, старший дошкольный возраст, дети Севера России, произвольное внимание, готовность к обучению в школе
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

  1. Захарова М.Н., Сугробова Г.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения управляющих функций у детей 5 – 7 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конф. 23 – 24 июня 2021 г. / под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. М.: Буки Веди, Ин-т практ. психологии и психоаназиза, 2021. С. 154–159.
  2. Morgan P.L., Farkas G., Hillemeier M.M., Maczuga S. Science Achievement Gaps Begin Very Early, Persist, and Are Largely Explained by Modifiable Factors // Educ. Res. 2016. Vol. 45, № 1. P. 18–35. https://doi.org/10.3102/0013189X16633182
  3. Безруких М.М., Хрянин А.В. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворуких детей 6-7 лет при выполнении зрительно-пространственных задач разного уровня сложности. Сообщение II. Анализ параметров ЭЭГ при зрительно-пространственной деятельности высокого уровня сложности // Физиология человека. 2004. Т. 30, № 1. С. 50–55.
  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования. 2020. № 1(61). С. 19–36.
  5. Казакова (Васильева) Е.В., Копосова Т.С., Соколова Л.В. Основные факторы риска в раннем развитии у дошкольников г. Архангельска // Экология человека. 2007. № 10. С. 24–28.
  6. Копосова Т.С., Звягина Н.В., Морозова Л.В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / под общ. ред. Т.С. Копосовой. Архангельск: ПГУ, 1997. 159 с.
  7. Сороко С.И. Особенности возрастного развития мозга у детей в условиях Европейского Севера // XX съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова, 4-8 июня 2007 г.: тез. докл. М.: Рус. врач, 2007. С. 91.
  8. Макарова В.И., Меньшикова Л.И. Основные проблемы здоровья детей на Севере России // Экология человека. 2003. № 1. С. 39–41.
  9. Covey T.J., Shucard J.L., Shucard D.W. Working Memory Training and Perceptual Discrimination Training Impact Overlapping and Distinct Neurocognitive Processes: Evidence from Event-Related Potentials and Transfer of Training Gains // Cognition. 2019. Vol. 182. P. 50–72. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2018.08.012
  10. Covey T.J., Shucard J.L., Benedict R.H., Weinstock-Guttman B., Shucard D.W. Improved Cognitive Performance and Event-Related Potential Changes Following Working Memory Training in Patients with Multiple Sclerosis // Mult. Scler. J. Exp. Transl. Clin. 2018. Vol. 4, № 1. Art. № 2055217317747626. https://doi.org/10.1177/2055217317747626
  11. Archambeau K., Gevers W. (How) Are Executive Functions Actually Related to Arithmetic Abilities? // Heterogeneity of Function in Numerical Cognition / ed. by A. Henik, W. Fias. London: Elsevier, 2018. P. 337–357.
  12. Diamond A. Executive Functions // Annu. Rev. Psychol. 2013. Vol. 64. P. 135–168. https://doi.org/10.1146%2Fannurev-psych-113011-143750
  13. Morgan P.L., Li H., Farkas G., Cook M., Pun W.H., Hillemeier M.M. Executive Functioning Deficits Increase Kindergarten Children’s Risk for Reading and Mathematics Difficulties in First Grade // Contemp. Educ. Psychol. 2017. Vol. 50. Р. 23–32. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2016.01.004
  14. De Simoni C., von Bastian C.C. Working Memory Updating and Binding Training: Bayesian Evidence Supporting the Absence of Transfer // J. Exp. Psychol. Gen. 2018. Vol. 147, № 6. P. 829–858. https://doi.org/10.1037/xge0000453
  15. Gómez C.M., Barriga-Paulino C.I., Rodríguez-Martínez E.I., Rojas-Benjumea M.Á., Arjona A., Gómez-González J. The Neurophysiology of Working Memory Development: From Childhood to Adolescence and Young Adulthood // Rev. Neurosci. 2018. Vol. 29, № 3. P. 261–282. https://doi.org/10.1515/revneuro-2017-0073
  16. Pergher V., Wittevrongel B., Tournoy J., Schoenmakers B., Van Hulle M.M. N-Back Training and Transfer Effects Revealed by Behavioral Responses and EEG // Brain Behav. 2018. Vol. 8, № 11. Art. № e01136. https://doi.org/10.1002/brb3.1136
  17. Ахутина Т.В., Кремлев А.Е., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Гусев А.Н. Разработка компьютерных методик нейропсихологического обследования // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конф. 15 июня 2017 г. / под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: Буки Веди; Ин-т практ. психологии и психоанализа, 2017. С. 486–490.
  18. Sasser T.R., Bierman K.L., Heinrichs B., Nix R.L. Preschool Intervention Can Promote Sustained Growth in the Executive-Function Skills of Children Exhibiting Early Deficits // Psychol. Sci. 2017. Vol. 28, № 12. P. 1719–1730. https://doi.org/10.1177/0956797617711640
  19. Васильева М.Ю., Коршина Ю.Д., Курохтина Е.В., Вершинина Е.А., Корнилов С.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Григоренко Е.Л. Исполнительные функции у детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка и семьях // Психол. журн. 2017. Т. 38, № 4. С. 62–75. https://doi.org/10.7868/S0205959217040067
  20. Медюшко В.А. Сравнительный нейропсихологический анализ высших психических функций младших школьников, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2013. № 4-2(56). С. 92–97.
  21. Melby-Lervåg M., Redick T.S., Hulme C. Working Memory Training Does Not Improve Performance on Measures of Intelligence or Other Measures of “Far Transfer”: Evidence from a Meta-Analytic Review // Perspect. Psychol. Sci. 2016. Vol. 11, № 4. P. 512–534. https://doi.org/10.1177/1745691616635612
  22. Vilà-Balló A., Salmi J., Soveri A., Rodríguez-Fornells A., Lehtonen M., Laine M. Neural Signatures for Active Maintenance and Interference During Working Memory Updating // Biol. Psychol. 2018. Vol. 132. P. 233–243. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2018.01.007
  23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд., доп. М.: Изд-во МГУ, 1969. 504 с.
  24. Семенова О.А., Мачинская Р.И., Ломакин Д.И. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля когнитивной деятельности у детей. Сообщение I. Нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ возрастных преобразований регуляторных функций мозга в период от 9 до 12 лет // Физиология человека. 2015. Т. 41, № 4. С. 5–17. https://doi.org/10.7868/S0131164615040128
  25. Захарова М.Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культур.-ист. психология. 2022. Т. 18, № 3. С. 81–91. https://doi.org/10.17759/chp.2022180311