Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Медико-биологические науки
[612.8:616.899]:371.78
10.37482/2687-1491-Z201
Сергей Николаевич Шилов*/** ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9132-6652
Ирина Викторовна Хабарова*** ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9745-2374 Наталья Сергеевна Бедерева**** ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3688-3389 *Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск, Россия) **Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия) ***Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск, Россия) ****Семейный оздоровительный центр «Мумидом» (Красноярск, Россия)
Взаимосвязь задержек психического развития (ЗПР) и успешности обучения младших школьников является актуальной проблемой психофизиологии. <b>Цель</b> работы – изучение особенностей активации лобной коры головного мозга и нейроэнергометаболизма у младших школьников с ЗПР при различной успешности обучения. <b>Материалы и методы</b>. В исследовании приняли участие 110 учеников общеобразовательных организаций г. Красноярска: 64 чел. с нормотипичным развитием (средний возраст – 8,2 года) и 46 чел. с ЗПР (средний возраст – 8,6 года). Для оценки активационных влияний у детей регистрировались сверхмедленные биопотенциалы (0–0,5 Гц) с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега-тестер» (Россия). Исследовались знак и величина потенциала по каналам К1, К2 (по полушариям головного мозга). Метаболизм головного мозга изучался с помощью компьютерно-аппаратного комплекса (НЭК-5, Россия), регистрирующего уровень устойчивых потенциалов на поверхности головы. Анализировались нейрометаболические реакции на функциональную нагрузку (гипервентиляция). Выявление особенностей учебной деятельности и развития познавательных процессов осуществлялось путем опроса педагогов, которые оценивали детей по 5 критериям: поведение и эмоциональные особенности, специфика коммуникативной деятельности, уровень познавательного, моторного и речевого развития, темповые характеристики деятельности и уровень овладения программным материалом. <b>Результаты</b>. У школьников с ЗПР выявлены состояния как гипоактивации, так и гиперактивации фронтальной коры. Сниженные показатели уровня развития высших психических функций при ЗПР имеют гетерогенные психофизиологические основы. Полученные результаты указывают на различия деятельности активационных систем у детей с нормой и задержкой развития. Межполушарный диссонанс, обнаруженный у обучающихся с ЗПР, может обусловливать недостаточную для успешного функционирования сформированность психических процессов.
дети с задержкой психического развития, младший школьный возраст, сверхмедленные биопотенциалы, нейроэнергокартирование, активационные процессы коры мозга, адаптивные резервы организма, успешность обучения в школе
|