CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Особенности активации лобной коры головного мозга и нейроэнергометаболизма у младших школьников с задержкой психического развития. С. 358–367

Версия для печати

: Медико-биологические науки

[612.8:616.899]:371.78

10.37482/2687-1491-Z201

Сергей Николаевич Шилов*/** ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9132-6652
Ирина Викторовна Хабарова*** ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9745-2374
Наталья Сергеевна Бедерева**** ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3688-3389
*Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск, Россия)
**Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия)
***Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск, Россия)
****Семейный оздоровительный центр «Мумидом» (Красноярск, Россия)

Взаимосвязь задержек психического развития (ЗПР) и успешности обучения младших школьников является актуальной проблемой психофизиологии. <b>Цель</b> работы – изучение особенностей активации лобной коры головного мозга и нейроэнергометаболизма у младших школьников с ЗПР при различной успешности обучения. <b>Материалы и методы</b>. В исследовании приняли участие 110 учеников общеобразовательных организаций г. Красноярска: 64 чел. с нормотипичным развитием (средний возраст – 8,2 года) и 46 чел. с ЗПР (средний возраст – 8,6 года). Для оценки активационных влияний у детей регистрировались сверхмедленные биопотенциалы (0–0,5 Гц) с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега-тестер» (Россия). Исследовались знак и величина потенциала по каналам К1, К2 (по полушариям головного мозга). Метаболизм головного мозга изучался с помощью компьютерно-аппаратного комплекса (НЭК-5, Россия), регистрирующего уровень устойчивых потенциалов на поверхности головы. Анализировались нейрометаболические реакции на функциональную нагрузку (гипервентиляция). Выявление особенностей учебной деятельности и развития познавательных процессов осуществлялось путем опроса педагогов, которые оценивали детей по 5 критериям: поведение и эмоциональные особенности, специфика коммуникативной деятельности, уровень познавательного, моторного и речевого развития, темповые характеристики деятельности и уровень овладения программным материалом. <b>Результаты</b>. У школьников с ЗПР выявлены состояния как гипоактивации, так и гиперактивации фронтальной коры. Сниженные показатели уровня развития высших психических функций при ЗПР имеют гетерогенные психофизиологические основы. Полученные результаты указывают на различия деятельности активационных систем у детей с нормой и задержкой развития. Межполушарный диссонанс, обнаруженный у обучающихся с ЗПР, может обусловливать недостаточную для успешного функционирования сформированность психических процессов.

дети с задержкой психического развития, младший школьный возраст, сверхмедленные биопотенциалы, нейроэнергокартирование, активационные процессы коры мозга, адаптивные резервы организма, успешность обучения в школе
(pdf, 0.5MB )

  1. Таибова Д.Р., Салихова Н.Р. Морфофункциональные изменения при нарушениях чтения и письма // Высшая школа: научные исследования: материалы Межвуз. междунар. конгр. Уфа: Инфинити, 2022. С. 179–189.

  2. Койнова Т.Н. Учет уровня активации мозговых структур как условие оптимизации и повышения качества образования // Качество профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Кемерово: КРИРПО, 2004. С. 113–116.

  3. Takacs C. Enjoy Your Gifted Child. N.Y.: Syracuse University Press, 1986. 192 p.

  4. Хабарова И.В., Бедерева Н.С., Шилов С.Н. Влияние темперамента, нейроэнергометаболизма и уровня активации коры головного мозга на психическое развитие младших школьников // Журн. мед.-биол. исследований 2017. Т. 5, № 3. С. 43–55. https://doi.org/10.17238/issn2542-1298.2017.5.3.43

  5. Грибанов А.В., Аникина Н.Ю., Гудков А.Б. Церебральный энергообмен как маркер адаптивных реакций человека в природно-климатических условиях Арктической зоны Российской Федерации // Экология человека. 2018. № 8. С. 32–40. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-8-32-40

  6. Яшпаева О.М. Взаимосвязь межполушарной асимметрии и успешности обучения школьников // Вестн. соврем. исследований. 2019. № 1.2(28). С. 122–125.

  7. Vingerhoets G., Li X., Hou L., Bogaert S., Verhelst H., Gerrits R., Siugzdaite R., Roberts N. Brain Structural and Functional Asymmetry in Human situs inversus totalis // Brain Struct. Funct. 2018. Vol. 223, № 4. Р. 1937–1952. https://doi.org/10.1007/s00429-017-1598-5

  8. Илюхина В.А., Кривощапова М.Н., Пономарева Е.А. Особенности изменений соотношения активации проекционных зон лобной и теменной коры у детей с разным уровнем нарушений развития психических функций и речи // Нейроиммунология. 2003. Т. 1, № 2. С. 60–61.

  9. Кривощапова М.Н., Илюхина В.А. Возрастные особенности уровней активации лобной и височнотеменной коры у детей 3-7 лет // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 1. С. 56–67.

  10. Кураев Г.А., Морозова Г.И., Леднова М.И. Использование метода омегаметрии в экспресс-обследованиях школьников // Валеология. 1999. № 4. С. 33–37.

  11. Мурик С.Э. Омегоэлектроэнцефалография: становление нового метода, диагностические возможности // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер.: Биология. Экология. 2018. Т. 26. С. 69–85. https://doi.org/10.26516/2073-3372.2018.26.69

  12. Смит Н.Ю., Александров М.В., Карелина Н.Р., Лытаев С.А., Марченко Е.В. Связь параметров биоэлектрической активности лобных отделов коры головного мозга с уровнем экстраверсии и нейротизма // Педиатр. 2021. Т. 12, № 1. С. 31–41. https://doi.org/10.17816/PED12131-41

  13. Русалова М.Н. Функциональная асимметрия мозга и эмоции // Успехи физиол. наук. 2003. Т. 34, № 4. С. 93–112.

  14. Aron A.R., Monsell S., Sahakian B.J., Robbins T.W. A Componential Analysis of Task-Switching Deficits Associated with Lesions of Left and Right Frontal Cortex // Brain. 2004. Vol. 127, № 7. P. 1561–1573. https://doi.org/10.1093/brain/awh169

  15. Kurikawa T., Haga T., Handa T., Harukuni R., Fukai T. Neuronal Stability in Medial Frontal Cortex Sets Individual Variability in Decision-Making // Nat. Neurosci. 2018. Vol. 21, № 12. P. 1764–1773.

  16. Lukyanova I.E., Utenkova S.N. The Development of Thinking in Primary School Children in the Context of Hemispheric Asymmetry // Psychophysiol. News. 2022. № 2. С. 171–173.