|   
    
 
  
 
 Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова,  наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
 
 Адрес редакции: «Журнал медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
 
 
 Тел: (8182) 21-61-00, вн. 18-20 e-mail: vestnik_med@narfu.ru
 Сайт: https://vestnikmed.ru
 | 
                                
                                    | Международное, межкультурное и глобальное измерения интернационализации высшего образования: социально-философский подход. С. 86–96 |   |  
    
            
 
  
  
    
    
    Рубрика: ФилософияСкачать статью 
            (pdf, 0.4MB )	
                
    
     
                     УДК101+378.4+327.3
                     DOI10.37482/2687-1505-V377
        Сведения об авторахОксана Александровна Береговая– доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества 
 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия, 
 e-mail: zaroza@mail.ru , ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8357-0583 
         АннотацияТема интернационализации высшего образования получила широкое освещение в последние годы в связи с начавшимися его демократизацией, массовизацией, либерализацией и необходимостью выхода стран в мировое образовательное пространство. Интернационализация высшего образования выступает ведущим трендом в развитии глобальных процессов. Статья посвящена методологическим вопросам изучения данного явления. Интернационализация высшего образования в современных условиях рассматривается в трех измерениях – международном, межкультурном и глобальном – на примерах институционального взаимодействия национальных систем образования, образовательных организаций и участников образовательных отношений. На основе существующих точек зрения предлагается новый методологический подход – комплексное представление интернационализации высшего образования в рамках социальной философии. Последняя позволяет увязать разные аспекты явления и синтезировать наиболее общие и целостные представления. С учетом проведенного анализа интернационализация высшего образования определяется как целенаправленный процесс взаимодействия национальных систем образования на глобальном, международном и межкультурном уровнях с учетом институционального, организационного и межличностного компонентов. Основным выводом статьи служит мысль о том, что интернационализация представляет собой сложное явление и в современных условиях приобрела противоречивый характер. С одной стороны, она рассматривается как стимул для развития национальных систем образования, роли университетов и мотивации обучающихся, а с другой – порождает неравенство в образовании, доминирование одних систем образования над другими, усиление влияния английского языка. Перед российским образованием стоит следующая задача: создать привлекательные возможности для абитуриентов из-за рубежа, учитывая в первую очередь национальные интересы и потребности отечественной системы высшего образования. В статье определены перспективы дальнейшего изучения интернационализации.
         Ключевые словасоциальная философия, система высшего образования, интернационализация высшего образования, междисциплинарность
                
       
     
                    Список литературы
	
	
		Смоляков Д.А. Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 11–37. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
	
	
		 Альтбах Ф.Дж., Райзберг Л., Рамбли Л.Е. Тенденции в глобальном высшем образовании: отслеживание направлений академической революции. М.: РУДН, 2018. 340 c.
	
	
		 Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высш. образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149–166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
	
	
		 Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования: пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. 552 с.
	
	
		 де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопр. образования. 2019. № 2. С. 8–34. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
	
	
		 Knight J. Internationalization of Higher Education: New Directions, New Challenges: 2005 IAU Global Survey Report. Paris: IAU, 2006. 172 p.
	
	
		 Marginson S. Space and Scale in Higher Education: The Glonacal Agency Heuristic Revisited // High. Educ. 2022. Vol. 84. Р. 1365–1395. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00955-0
	
	
		 Кудашов В.И. Стратегии и сценарии развития высшего образования в условиях глобализации // Философия образования. 2012. № 6(45). С. 78–82.
	
	
		 Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Междунар. отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 203–211.
	
	
		 Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 31–43. https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.3
	
	
		 Guo Y., Guo S., Yochim L., Liu X. Internationalization of Chinese Higher Education: Is It Westernization? // J. Stud. Int. Educ. 2022. Vol. 26, № 4. Р. 436–453. https://doi.org/10.1177/1028315321990745
	
	
		 Munusamy M.M., Hashim A. The Internationalisation of Higher Education: A Networking Based Conceptual Framework // AEI Insights. 2020. Vol. 6, № 1. P. 35–53.
	
	
		 Меликян А.В., Железов Б.В. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы // Вестн. междунар. организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. Т. 7, № 1. С. 156–171.
	
	
		 Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель // Унив. управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 41–51. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.004
	
	
		 de Wit H., Hunter F. The Future of Internationalization of Higher Education in Europe // Int. High. Educ. 2015. Vol. 83. P. 2–3. https://doi.org/10.6017/ihe.2015.83.9073
	
	
		 Попков Ю.В. Интернационализация как социальный феномен: общее и особенное: дис. ... д-ра филос. наук. Новосибирск, 1999. 257 с.
	
	
		 Погорельская А.М., Троицкий Е.Ф., Пакулин В.С. Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022–2023 гг.): преемственность курса или смена ориентиров? // Высш. образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 68–86. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86
	
	
		 Leask B. Internationalizing the Curriculum in the Disciplines – Imagining New Possibilities // J. Stud. Int. Educ. 2013. Vol. 17, № 2. P. 103–118. https://doi.org/10.1177/1028315312475090
	
	
		 Бойко Е.Н., Юрченко М.А., Крылова А.В., Лузарева Э.Ю. Гуманитарные направления подготовки студентов: содержание межкультурного образования // Сиб. учитель. 2023. № 2(147). С. 42–54.
	
	
		 Patel F. Deconstructing Internationalization: Advocating Glocalization in International Higher Education // J. Int. Glob. Stud. 2017. Vol. 8, № 2. P. 64–82.
	 
 
 
             |