

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», ул, Урицкого, 56, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
|
Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников. С. 14–23
|
|
Рубрика:
Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета
УДК
612.821.1
Сведения об авторах
Гилева Ольга Борисовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления персналом и социологии Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург). Автор 35 научных публикаций, в т. ч. одной монографии
Аннотация
Изучалось время простой зрительно-моторной реакции (ВР) у школьников 7–16 лет с разной степенью академической успеваемости. Показано, что для школьников 10–11 лет, имеющих высокую успеваемость, характерно низкое ВР, около 450 мс, а для детей с низкой успеваемостью – высокое ВР, около 550 мс. Неуспешные школьники достигают таких значений ВР на год позже. Обсуждается возможность использования ВР в качестве диагностического и прогностического показателя при коррекции школьной успешности.
Ключевые слова
время реакции, школьники, успешность обучения.
Список литературы
- Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6–10 лет. Сообщение I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям // Физиология человека. 1997. № 6. С. 31–39.
- Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка // Физиология человека. 2009. № 6. С. 10–24.
- Бетелева Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека. 1995. № 5. С. 58–66.
- Бойко Е.И. Время реакции человека. М., 1964.
- Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень СО РАМН. 2008. № 3. С. 96–100.
- Вергунов Е.Г. Специфика простой и сложной сенсомоторной реакции у школьников с различной успеваемостью // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т. 3. № 15. С. 43–47.
- Ветерок Е.В. Особенности сенсомоторной интеграции у нормативно развивающихся подростков и подростков с измененной сексуальной ориентацией // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 1. № 1. С. 149–153.
- Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операционные дескрипторы когнитивного ресурса и продуктивность решения тестовых задач и задач-головоломок // Психол. журнал. 2001. № 4. С. 21–29.
- Грибанов А.В., Канжина Н.Н. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания // Экология человека. 2008. № 5. С. 44–47.
- Депутат И.С., Канжин А.В., Грибанов А.В. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2006. № 12. С. 38–41.
- Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Оценка биологического возраста методом регистрации времени реакции // Экология образования: актуал. пробл. 1999. № 1. С. 45–48.
- Захкиева Р.С., Губарева Л.И., Халидова Л.М. Половые различия в развитии центральной нервной системы и школьной мотивации у младших школьников Чеченской республики // Вестн. адыгейского гос. ун-та. Сер. 4. Ест.-матем. и техн. науки. 2012. № 4. С. 135–145.
- Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности // Экология человека. 2009. № 10. С. 19–22.
- Киселёв С.Ю., Гизуллина А.В., Сурнин В.А. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста // ЖВНД. 1997. Т. 47. Вып. 1. С. 188–190.
- Киселёв С.Ю., Лупандин В.И. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы у детей дошкольного возраста // Психофизиол. основы соц. адаптации ребенка. СПб., 1999. С. 130–135.
- Кулакова Т.П. Исследования высшей нервной деятельности // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. М., 1981. С. 9–18.
- Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10–11 лет с высоким уровнем тревожности / А.В. Гри- банов, И.С. Кожевникова, А.Н. Нехорошкова, Ю.С. Джос // Экология человека. 2011. № 1. С. 46–50.
- Лоскутова Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. 1978. С. 172–179.
- Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. Вып. 2. М., 2008. С. 32–48.
- Нехорошкова А.Н. Особенности зрительно-моторных реакций у детей 10–11 лет с высоким уровнем тревожности // Вестн. новых мед. технологий. 2011. Т. 18. № 3. С. 14–16.
- Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф., Ополинский Э.С. Об одном из ведущих патогенетических механизмов возникновения трудностей в обучении у младших школьников // Актуал. вопр. клинич. мед.: сб. ст. М., 2001. С. 160–163.
- Тарасова А.Ф., Селиверстова Н.В., Жданкина Л.В. Исследование времени простой и сложной акустико- моторной реакции учащихся // Физиол. и психофизиол. мотиваций. 2000. № 4. С. 52–54.
- Физиология подростка / под. ред. Д.А. Фарбер. М., 1988.
- Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект, почему они связаны // Вопр. Психологии. 1995. № 4. С. 65–81.
- Developmental Norms for Eight Instruments Used in the Neuropsychological Assessment of Children: Studies in Brazil / Brito G.N.O. et al. // Brazilian J. Med. Biol. Res. 1998. Vol. 31. Is. 3. P. 399–412.
- Frisk M. Mental and Somatic Health and Social Adjustment in Ordinary School Children During Childhood and Adolescence Related to Central Nervous Function as Expressed by a Complex Reaction Time // Eur. Child. Adolesc. Psych. 1995. Vol. 4. Is. 3. P. 197–208.
- Neuropsychological Comparison of Alcohol-exposed Children with or Without Physical Features of Fetal Alcohol Syndrome / Mattson S.N. et al. // Neuropsychology. 1998. Vol. 12. Is. 1. P. 146–153.
|