CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Индекс адаптации студентов к учебному процессу в зависимости от типа темперамента. C. 213–220

Версия для печати

Рубрика: Биологические науки

УДК

612.017:[612.17+612.8+612.2]

DOI

10.37482/2687-1491-Z108

Сведения об авторах

Ю.В. Кашина* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3997-5601
И.Л. Чередник* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2988-954X
С.В. Полищук* ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1147-5311
*Кубанский государственный медицинский университет
(г. Краснодар)
Ответственный за переписку: Полищук Светлана Владимировна, адрес: 350063, г. Краснодар, ул. М. Седина, д. 4; e-mail: svpolischuk@rambler.ru

Аннотация

Целью исследования было установить связь индекса адаптации к учебному процессу у студентовмедиков с типом темперамента. Материалы и методы. У 184 студентов-медиков II и V курсов определяли тип темперамента, используя третий личностный опросник Г. Айзенка (EPI, вариант А), и индекс регуляторно-адаптивного статуса в начале и в конце учебного года посредством пробы сердечно-дыхательного синхронизма (В.М. Покровский) на приборе «ВНС-Микро» (ООО «Нейрософт», Россия). Рассчитывали интегративный количественный показатель − индекс адаптации (как отношение значения индекса регуляторно-адаптивного статуса в конце учебного года к его значению в начале, умноженное на 100), по которому определяли уровень адаптации. Результаты. Студенты с разными типами темперамента, генетически предопределенными, демонстрировали различные значения индекса адаптации: флегматики (n = 26) – 81,9±1,0 (высокий уровень адаптации); холерики (n = 22) – 72,1±1,0 (высокий уровень); сангвиники (n = 22) – 34,1±1,2 (умеренный уровень); меланхолики (n = 20) – 22,6±0,8 (низкий уровень); флегматики-сангвиники (n = 20) – 79,4±0,8 (высокий уровень); сангвиники-холерики (n = 26) – 43,2±0,9 (умеренный уровень); флегматики-меланхолики (n = 30) − 36,6±1,1 (умеренный уровень); меланхолики-холерики (n = 18) – 25,2±0,6 (низкий уровень). Корреляционный анализ с использованием ранговой корреляции Спирмена (интерпретация – по шкале Чеддока) выявил статистически значимую заметную связь между значениями ИРАС в начале и конце учебного года (r = 0,53). Полученные данные показали, что у всех студентов происходит снижение индекса регуляторно-адаптивного статуса в конце учебного года, но тип высшей нервной деятельности оказывает влияние на особенности годовой динамики данного показателя. Наименьший уровень адаптации имели меланхолики и меланхолики-холерики. Таким образом, выявленные группы риска требуют особого внимания и индивидуального подхода при планировании образовательного процесса.

Ключевые слова

индекс адаптации, тип темперамента, адаптация к учебному процессу, студенты медицинского вуза, проба сердечно-дыхательного синхронизма, регуляторно-адаптивные возможности
Скачать статью (pdf, 0.8MB )

Список литературы

  1. Каскаева Д.С., Тутынина О.В., Романова И.В., Азизян Г.Л., Джабуа А.В. Динамика заболеваемости студентов Красноярского государственного медицинского университета от 1 к 6 курсу обучения // Урал. мед. журн. 2019. № 12(180). С. 165–168. DOI: 10.25694/URMJ.2019.12.33
  2. Чермит К.Д., Аутлева А.Н., Вержбицкая Е.Г. Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2018. Вып. 1(213). С. 78–83.
  3. Актуальные проблемы довузовской подготовки: материалы II Междунар. науч.-метод. конф. (Минск, 17 мая 2018 г.) / под ред. А.Р. Аветисова. Минск: БГМУ, 2018. 244 с.
  4. Цатурян Л.Д., Андросова Д.А. Корреляционные взаимосвязи психотипологических особенностей и показателей регуляции сердечного ритма у студентов медицинского университета // Агаджаняновские чтения: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 26–27 января 2018 г.). М.: РУДН, 2018. С. 277–278.
  5. Шаханова А.В., Гречишкина С.С., Челышкова Т.В., Кузьмин А.А., Кузьмина В.В., Ткач Т.Н. Спектральный анализ сердечного ритма велосипедистов в возрастном аспекте по показателям вариабельности сердечного ритма // Физ. воспитание и спортив. тренировка. 2020. № 4(34). С. 164–173.
  6. Покровский В.М., Кашина Ю.В., Абушкевич В.Г., Таценко Е.Г. Дополнительный показатель для оценки уровня адаптации // Мед. вестн. Сев. Кавказа. 2019. Т. 14, № 1.1. С. 57–60. DOI: 10.14300/mnnc.2019.14049
  7. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. Т. 3, кн. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 438 с. URL: https://klex.ru/lfl (дата обращения: 17.02.2022).
  8. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. 231 с.
  9. Полищук Л.В., Усатиков С.В., Шкиря Т.В., Покровский В.М. Статистическое прогнозирование в создании экспресс-методики определения уровня регуляторно-адаптивного статуса организма человека // Кубан. науч. мед. вестн. 2014. № 6(148). С. 65–70.
  10. Кашина Ю.В., Покровский В.М. Регуляторно-адаптивные возможности студентов: моногр. / ФГБОУ ВО «КубГМУ» Минздрава России. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2022. 110 с.
  11. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2016. 432 с.
  12. Киёк О.В., Покровский В.М. Адаптивные возможности подростков, обучающихся рабочим профессиям // Медицина труда и промышл. экология. 2018. № 10. С. 59–61. DOI: 10.31089/1026-9428-2018-10-59-64
  13. Киёк О.В., Покровский В.М. Динамика регуляторно-адаптивного статуса учащихся при обучении рабочим профессиям // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 3. С. 314–318. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-3-314-318
  14. Полищук Л.В. Зависимость параметров сердечно-дыхательного синхронизма от длительности латентного периода простой сенсомоторной реакции // Кубан. науч. мед. вестн. 2010. № 8(122). С. 159–162.
  15. Drozdovski А.K. The Connection Between Typological Complexes of Properties of the Nervous System, Temperaments, and Personality Types in the Professions and Sports // Open Access J. Sports Med. 2015. Vol. 6. P. 161–172. DOI: 10.2147/OAJSM.S75612
  16. Jong H.L. Genetic Determinism: How Not to Interpret Behavioral Genetics // Theory Psychol. 2000. Vol. 10, № 5. Р. 615–637. DOI: 10.1177/0959354300105003
  17. Salzberg S.L. Open Questions: How Many Genes Do We Have? // BMC Biol. 2018. Vol. 16. Art. № 94. DOI: 10.1186/s12915-018-0564-x
  18. Davies G., Lam M., Harris S.E., Trampush J.W., Luciano M., Hill W.D., Hagenaars S.P., Ritchie S.J., Marioni R.E., Fawns-Ritchie C., et al. Study of 300,486 Individuals Identifies 148 Independent Genetic Loci Influencing General Cognitive Function // Nat. Commun. 2018. Vol. 9. Art. № 2098. DOI: 10.1038/s41467-018-04362-x
  19. Zwir I., Arnedo J., Del-Val C., Pulkki-Råback L., Konte B., Yang S.S., Romero-Zaliz R., Hintsanen M., Cloninger K.M., Garcia D., et al. Uncovering the Complex Genetics of Human Character // Mol. Psychiatry. 2020. Vol. 25. P. 2295–2312. DOI: 10.1038/s41380-018-0263-6
  20. Покровский В.М., Кашина Ю.В., Киек О.В., Гумерова О.В., Горбунова В.Ю., Абушкевич В.Г., Пенжоян А.Г., Заболотских Н.В. Ассоциация регуляторно-адаптивного статуса человека с полиморфизмом генов серотонинергической медиаторной системы // Бюл. эксперим. биологии и медицины. 2018. Т. 166, № 10. С. 482–484.
  21. Vukasović T., Bratko D. Heritability of Personality: A Meta-Analysis of Behavior Genetic Studies // Psychol. Bull. 2015. Vol. 141, № 4. Р. 769–785. DOI: 10.1037/bul0000017